Самые ранние упоминания о Клементьево относятся к XVII в. Тогда, с 1662 г., оно стало вотчиной Московского Новодевичьего монастыря. А пожертвовал обители «село Клементьевское с деревнями» князь Михаил Кубенский. Формулировка «село с деревнями» означало, что в Клементьево была церковь, почему оно именовалось селом. К его приходу относились несколько деревень – поселений менее значимых. Сам же деревянный храм был посвящен любимому на Руси святому – Николаю Чудотворцу.
Известно, что при Никольском служил дьячком Иоанн. В 1753 г. у него родился сын, также Иван, с детства выделявшийся любовью к церковной жизни, а еще – книжному учению. Впоследствии, уже семинаристом, он получил фамилию по родному селу – Клементьевский, позже – был студентом Славяно-греко-латинской академии, принял монашество с именем Иринея. В историю же церкви уроженец села вошел как архиепископ Псковский, а еще – блестящий церковный писатель, переводчик. Например, именно он перевел на русский язык многие сочинения свт. Иоанна Златоуста, ранее в России не издававшиеся. После секуляризации церковного имущества крестьяне села стали «экономическими», то есть государственными. Новый, каменный храм, теперь посвященный Преображению Господню, но имевший также придел свт. Николая, появился с 1796 г. Впоследствии он достраивался и даже был переосвящен: с 1807 г. церковь стала Покровской, а придел переосвящен в честь Архангела Михаила; документы сообщают, что сделано это было по просьбе прихожан; с 1882 г. их же иждивением появилась колокольня со шпилем, до сих пор так впечатляющая приезжающих сюда.
Стиль здания удивительным образом сочетает: так называемый «русский стиль»: характерные для него украшения фасада, луковичная главка купола; классицизм – трапезная украшена так называемыми ризалитами, особыми выступами с портиками, колоннами, которые… венчают снова луковичные главки. Одним словом, эклектика, сочетание, кажется, несочетаемого – которое, однако смотрится целостно, оригинально, вызывая восхищение даже сейчас. О былом великолепии Покровской остается только догадываться.Имя же автора уникального архитектурного решения история не сохранила.
Грандиозность здания, удивляющая даже сейчас, конечно, вызывает вопросы, каким образом оно могло быть построено на средства простых крестьян, а именно они составляли основу прихода, куда входили, кроме Клементьева, еще 6 небольших деревень. Среди местных жителей совсем не мало было по-настоящему состоятельных: здесь были хорошие условия для хлебопашества, к тому же в одном только Клементьево работали по крайней мере семь мельниц. О многих здешних крестьянах можно было сказать, что их дом – «полная чаша». И, конечно, они не забывали благотворить ближним. Например, 31 октября 1869 г. государственную награду – золотую медаль – получил местный крестьянин, Петр Алексеевич Никитин он основал на селе училище, более того, сам его и содержал. Документы сохранили данные также о его щедрых пожертвованиях на нужды Покровской: серебряном позолоченном напрестольном кресте, а также Евангелии с богатым окладом. Можно думать, что таких благотворителей на приходе было достаточно.
Судя по документам, приход – почти 200 дворов, около 1300 человек – содержал церковный причт вполне достойно. Священник и псаломщик, положенные здесь «по штату», получали доходы от церковной земли, от треб, а также – небольшие, но зато постоянные проценты от капиталов, которые пожертвованы на нужды Покровской.
После 1917 г. по этим местам, как по всей стране, прокатились гражданская война, затем коллективизация, репрессии. Впрочем, богатое некогда село не бедствовало и при советской власти: с 1929 г. было центром сельсовета, здесь появился колхоз. А вот церковь закрыли с 1930 г. Долгое время здание использовали под склад. Новое поколение селян старательно сбивало со стен росписи, сделанные иждивением предков, уничтожало убранство. Наконец, храм пришел в аварийное состояние.
Приход, входящий в состав Суздальского районного благочиния Владимирской епархии, зарегистрирован здесь еще 27 декабря 1999 г. Однако только через 20 лет, с октября 2019 г., для разрушающейся церкви удалось добиться статуса «объекта культурного наследия». Теперь можно рассчитывать на поддержку государства при реставрации. Однако, чиновники указывают: ей должна предшествовать экспертиза состояния здания, работа историков по поиску планов, старых фото разоренного убранства. Она, конечно, стоит денег, а их недостаточно. Ведь на территории одного только Суздальского благочиния – несколько десятков подобных храмов в том же состоянии.
Сельхозпредприятие на месте бывшего колхоза считается довольно успешным: здесь работает большая часть селян. Руководством довольны: здесь не только регулярно платят, но еще помогают кормами, ведь почти у каждого жителя здесь 2-3 собственных коровы. Приезжие говорят, что село не производит впечатление бедного. Однако, судя по всему, дело самостоятельной реставрации святыни для жителей пока неподъемно, финансово или по другим причинам.
Кому-то же адресовано объявление на стене здания: «В церкви не мусорить, не гадить, не жечь костры. Будете подвергнуты штрафу». Приезжающие говорят – окна здания заколочены от вандалов, частично – даже застеклены. Правда, неясно, как к этому отнесется государство: реставрация должна вестись на строго научной основе, речь идет об исторической реконструкции, а стеклопакеты окон – вполне современные… Сами власти, правда, реального участия в возрождении церкви пока не принимают. Ну а если подумать – да, атеистические власти закрыли церковь, но они ли довели именно этот великолепный храм до нынешнего состояния? Не вернее ли думать, что сделали это внуки, правнуки тех, кто когда-то собирал трудовые копейки строительство? Так кому же теперь восстанавливать святыню?
Источник: статья Натальи Сазоновой «Покровская церковь в Клементьево числится действующей» на сайте православной онлайн энциклопедии Православие.вики: https://pravoslavie.wiki/
Покровская церковь в Клементьево: объект культурного наследия
Комментарии и обсуждение