Приволжск. Церковь Николая Чудотворца, посл. треть 18 в., ул. Революционная.
Расположена в центре города, на небольшой торговой площади, выходящей на Революционную ул. Доминирует в окружающей застройке, хорошо видна издалека при подъезде по шоссе Иваново-Плес. Построена костромскими мастерами в 1779 г. на месте деревянной шатровой церкви, известной по документам с 1523 г. Кирпичные стены побелены по кладке. В 1-й пол. 19 в. были пристроены боковые крыльца (не сохр., переделаны в двухколонные портики) и притвор; в 1989 г. ударом молнии разрушен шатер колокольни. Выразительный образец храма костромской школы 2-й пол. 18 в. в стиле барокко, объемно-пространственная композиция которого характерна для более раннего времени.
Двусветный четверик с аттиковым ярусом увенчан пятью главками на восьмигранных барабанах (центральный световой - более крупный). Алтарь значительно пониженный, суженный, пятигранный. Равновысокая алтарю прямоугольная трапезная со скругленными углами сильно вытянута по поперечной оси. Над скатами ее кровли возвышались небольшие главки приделов (сохранились их барабаны). В композиции церкви выделяется стройная колокольня. Крупный нижний четверик, прорезанный арочными проемами (боковые заложены) несет восьмигранный столп с низким полуярусом и открытым ярусом звона. Над ним возвышался очень высокий и стройный шатер с четырьмя рядами слухов и главкой-маковкой.
Выразительно фасадное убранство храма. Антаблемент с сухариками и модульонами в карнизе, завершающий нижний ярус четверика, раскрепован над боковыми двухколонными портиками с фронтонами. Верхний световой ярус декорирован пилястрами между окон и на углах (здесь они сдвоены). Аттик, также отделенный от четверика антаблементом, украшен оригинальными фигурными филенками на месте кокошников и прямоугольными филенками по осям пилястр. Необычны нарисованные окна в заглубленных полях прямоугольных филенок. Высокие, прямоугольные окна обоих ярусов заключены в рамочные наличники с ушами, серьгами и лучковыми сандриками. Грани столпа колокольни обработаны крупными филенками. Ее декор дополняют архивольты арок звона и разнообразные по форме обрамления слухов, выдержанные в духе 17 в.: в нижнем ряду проемы слухов сдвоены, а в третьем они круглые.
Основной объем перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана; апсида — сложным лотковым сводом с распалубками над окнами; трапезная - тремя коробовыми сводами, ориентированными по оси запад-восток; нижний ярус колокольни - крестовым. Богато профилированный лепной карниз на уровне откосов окон делит стены на два яруса. Сохранились фрагменты масляной живописи сер. 19 в. Пол выстлан чугунными плитами с растительным орнаментом.
Иконостас посл. четв. 19 в. - выразительное произведение в стиле барокко. На каркасе сохранилась подпись одного из резчиков - В.Г. Лебедева. Иконы выполнены одновременно с иконостасом в духе древнерусской живописи 17 в. Почти полностью утрачен нижний ярус и все его иконы. Двухъярусное монументальное сооружение имеет заглубления по осям боковых врат. Нижний ярус заканчивается массивным многообломным антаблементом, средняя крепованная часть которого акцентирована лучковым фронтоном. Над ним возвышаются две увитые гирляндами колонки, поддерживающие венчающий антаблемент с разорванным фронтоном в центре. Во втором ярусе расположены иконы трех чинов. Иконостас завершали иконы в резных картушах (сохранились фрагментарно). Антаблементы средней и боковых частей соединены между собой арочками. Изящные элементы резного декора: свисающая драпировка над царскими вратами, растительные завитки в обрамлениях, строгие модульоны карнизов, тиснение по левкасу на фризах - придают облику сооружения нарядность. Царские врата (сохранились фрагментарно) были декорированы пластичной и сочной резьбой в виде картушей.
Беляев, с. 160-161; Холмогоровы, 1902, с. 69; Там же, 1912, с. 97, 101; Казаринова, 1978, с. 78-80, 83-85, 87; Рудченко, 1983, с. 215; Лисин, 1996, с. 142-152. ГАКО. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2109, л. 1-15. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М,. Наука, 2000, с. 17-19