Церковь Успения Пресвятой Богородицы была выстроена на земле, некогда принадлежавшей нескольким богатым семьям - Фёдоровым, Грузовым, Вангиным и Селионтьевым. В архивных источниках 1563 года уточняется, что церковь располагается рядом с деревней Остатки Ондреева, "у погоста на середке у ручья Лутьяновская". Тогда в территориальном делении царила неразбериха, и, как следствие этого, крестьяне разных погостов считали землю с Успенской церковью своей. По церковным документам храм числился "выставным", то есть "филиальным" - от Никольского Шуйского погоста. Лишь в 1714 году Кондопожскую волость выделили в самостоятельную административную единицу - с четырьмя десятками крестьянских домов. Сделал это сподвижник Петра I генерал-майор Михаил Афанасьевич Матюшкин, отправленный в Карелию для составления описаний граничащих со Швецией земель.
Но вернёмся на полтора столетия назад. Конец ХVI века для Русского Севера - времена интервенции. Ливонская война проиграна, в Карельском уезде хозяйничают шведы. Писцовые книги 1582-1583 годов сообщали о сожжении Успенской церкви и убийстве большого количества местных крестьян. Через два года храм отстроили заново - у Успенской церкви было три алтаря и уже тогда "верх шатром". Но эта церковь сгорела - в огне Смутного времени. И вновь очень быстро заново возродилась из пепла. В земельных книгах 1616-1619 годов новый кондопожский храм описывался как "тёплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной... на колокольне колокола". Спустя десять лет писец Никита Панин и подъячий Семён Копылов составили подробную опись обстановки, икон, утвари и колоколов, принадлежавших Успенскому храму. Известно, что в местных приходах крестьяне считали за правило строить избушки-приюты для сирот, вдов и инвалидов. Заботились об обитателях этих приютов всем миром. У стен Успенской церкви стояло две таких избушки. Во второй половине ХVIII века в Карелии открыли месторождения мрамора. Его добычей здесь старались заниматься все - от крестьян, подряжавшихся на ломку, до купцов, доставлявших камень в Петербург. Кондопога тогда превратилась в перевалочный пункт, что способствовало её оживлению. В это время строится новая Успенская церковь. Старая, похоже, к тому времени обветшала до такой степени, что её было проще разобрать, чем ремонтировать. В 1774 году в Кондопоге возводят четвёртую по счёту Успенскую церковь. Ставят её "на средства и тщанием" прихожан. В "Главной церковной и ризничной описи Успенской церкви", составленной в 1875 году, подчёркивается, что храм "в вышину восемнадцать сажен" имеет колокольню "тож деревянную, осьмигранную", а стоит эта колокольня "отдельно от церкви на расстоянии шести сажен, в вышину имеет восемнадцать сажен, главы как на церкви, так и на колокольне обиты белым железом".
Сохранилось ещё одно описание Успенской церкви того же времени. Его привёз из поездки в Карелию архитектор Л.В. Даль, которого отправили в 1876 году в Олонецкую губернию с инспекцией старинных храмов. Чтобы облегчить работу комиссии, губернский статистический комитет подготовил стостраничный обзор с подробнейшим описанием 88 епархиальных церквей и десятка монастырей. В этом документе читаем: "В Кондопожском приходе на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Успения Богородицы, шатровая, одноглавая... Над олтарем - крыша овальная, над папертью - два ската. Вход в паперть с двух сторон - северной и южной, по крыльцам 18 ступеней". К моменту освящения нового Успенского храма были готовы образа для иконостаса: кроме того, для церкви специально написали Тихвинскую икону Божией Матери, являвшуюся точным списком с чудотворного первообраза. Сам иконостас сначала являлся тябловым, но потом его закрыли резной конструкцией, выполненной в стилистике екатерининского барокко. Стены храма украсили образами из иконостаса предыдущей, разобранной, церкви. Как проходило само освящение - неизвестно. Описаний этого события, увы, не сохранилось; "Епархиальных ведомостей" тогда ещё не издавалось.
Ко второй половине ХIХ века вокруг Успенской церкви в Кондопоге сложился целый храмовый комплекс. Он состоял, помимо Успенского храма, из зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы и шатровой колокольни на шесть колоколов. Последнюю поставили на средства прихожан в 1831 году. Её строительство обошлось в две с половиной тысячи рублей - солидную по тем временам сумму. Срубил колокольню плотник из города Пудожа Василий Акимов. В то же время Кондопога активно росла - через неё прошёл новый почтовый тракт, связавший Петрозаводск и Повенец, по-прежнему велась добыча мрамора. К концу века в селе насчитывалось полсотни домов и 300 жителей, которые довольно быстро собрали средства на строительство зимнего храма. Церковь была пятиглавой, обшитой досками и выкрашенной в белый цвет. Увы, колокольня простояла только сто лет с момента своего возведения, её сломали в 1930-е годы: поставили лебёдку, зацепили трос за шатёр, опорные стойки сооружения подрубили - и дёрнули... К моменту уничтожения она уже была "безголосой" - пять из шести колоколов бесследно исчезли, а последний отвезли на местный скотный двор, где он стал сигнальным. Тёплую Богородице-Рождественскую церковь в советскую эпоху сначала приспособили для просушки зерна, позже в ней устроили клуб здешнего колхоза с символичным названием "Культура". Но и она богоборческих времён не пережила - храм снесли в 1960-е годы, в хрущёвскую волну гонений на религию. В 1922 году из Успенского и Рождественского храмов Кондопоги изъяли те немногочисленные ценности, которые там имелись, - два серебряных набора для евхаристии.
После революции, согласно большевисткому декрету "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" и последующей инструкции по его применению, всё имущество храмов (и карельских в том числе) должно было перейти в ведение Отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. Таким образом, далее Успенской церковью занимались искусствоведы. В середине 1920-х годов её изучали и обмеряли эксперты из Онежской экспедиции, которой руководил Игорь Эммануилович Грабарь. Именно он убедительно доказал, что храм представляет собой невероятную ценность. В частности, благодаря его вмешательству Успенский храм не изуродовали как "наследие проклятого прошлого", а напротив, регулярно реставрировали и ремонтировали - в 1927 году, потом ещё раз - через четверть века. Летом 1960 года Совет Министров РСФСР принял решение взять Успенский храм под государственную охрану. Любопытно, что во время Великой Отечественной войны, когда Кондопога вместе с большей частью Карелии была оккупирована финскими войсками, в Успенском храме совершались богослужения, причём - поразительный факт! - не только православные, но и лютеранские. Между прочим, от тех оккупационных времён в финском военном архиве осталось много бесценных фотографий, на которых Успенская церковь запечатлена ещё вместе с зимним пятиглавым храмом.
Судьба Успенского храма сложилась, в общем, удачно - не в пример многим другим памятникам народного деревянного зодчества. Церковь не раскатали по брёвнышку в голодно-холодные революционные годы, не переделали в "сельский клуб" и не сожгли случайно брошенным по случаю какого-нибудь юбилея окурком, да и шальные молнии Бог отводил от 45-метровой деревянной башни, долгое время стоявшей без громоотвода.
В 1960 году государство взяло Успенскую церковь под свою охрану. А через тридцать лет храм вернули верующим. Его освящал архимандрит Мануил (Павлов)(ныне митрополит Петрозаводский и Карельский). На церемонии собралось огромное количество народа. Радости присутствующих не было предела. Потом пришло время очередных реставраций и ремонтов. Этими работами чаще занимаются специалисты из клуба "Скифы". Так, например, в 1999 году они привели в порядок внутреннее помещение над сводом, крышу и купола. Во время "раскопок" птичьего помёта внутри храма были обнаружены фрагменты человеческого скелета, старые рукописи, газеты и купюры ХIХ века. На следующем этапе потребовалось покрыть крышу и купола влагостойким составом. Совсем недавно Успенскую церковь оборудовали защитой от молний и громоотводами. А.В. Ополовников, реставрировавший Успенскую церковь в 1948 году, писал об этой церкви: "Нет её равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своём роде, эта церковь - лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее..." Время пощадило не только Успенскую церковь, но и многое из его внутреннего убранства.
Кондопожский храм - единственный из действующих храмов, где сохранилось уникальное "Небо". "Небо" - это непременная деталь северных деревянных храмов; традиции такой росписи берут начало в ХVII века, когда местные мастера попытались устраивать в новых церквах подобные купола, характерного для каменных храмов. Интересен также церковный иконостас, как бы продолжающий идею "неба". Одна из главных святынь Успенского храма - Тихвинская икона Божией Матери. С ней связано чудо. Ещё на заре советской власти кто-то из богоборцев проткнул образ штыком. Потом икона вообще исчезла из церкви на несколько десятилетий. Чудесным образом она вернулась в Успенскую церковь в 90-е годы ХХ века, и теперь, отреставрированная, снова привлекает к себе многих верующих.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №105, 2014 г.