ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Церковь Входа Господня в Иерусалим.

Входоиерусалимская слободская церковь


Углич. Церковь Входа Господня в Иерусалим
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Входа Господня в Иерусалим
Год постройки:1766.
Год утраты:приблизительно 1930
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, город Углич .

Координаты: 57.518014, 38.288359 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Напротив линии Интернациональной улицы, примерно в километре от конца улицы, практически посередине открытой акватории, северо-западнее пляжа.



Церковь Входа Господня в Иерусалим,  Фото 1930-х гг.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото 1930-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
1 июля 1930
Церковь Входа Господня в Иерусалим, 1930-е гг. https://uglmus.ru/about/publics/bigway/ <br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1930-е гг. https://uglmus.ru/about/publics/bigway/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
1 июля 1930
Церковь Входа Господня в Иерусалим, Иерусалимская слобода. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1910 год.https://uglmus.ru/about/publics/zapadnie_okrestnosti_Uglicha/?ysclid=lvtuucpudz695589476 <br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Иерусалимская слобода. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1910 год.https://uglmus.ru/about/publics/zapadnie_okrestnosti_Uglicha/?ysclid=lvtuucpudz695589476
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
1 июля 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Среди утраченных, затопленных территорий одним из наиболее примечательных мест была Иерусалимская слобода. Она размещалась близ берега Волги к западу от Углича. От городских земель её отделял Рождественский овраг. Таковым было и первоначальное название. Основание относится к 1476 году, когда князь Андрей Васильевич Большой своей жалованной грамотой даровал право игумену Покровского монастыря Паисию населить слободу, освобождая на определённый срок от разнообразных повинностей. Вплоть до реформы 1764 года слобода входила в состав вотчины Угличского Покровского монастыря – в ней преимущественно проживали ремесленники и работники.

Практически со времени основания в слободе был храм. В 1766 году завершено строительство каменной церкви с тремя престолами: во имя Входа Господня в Иерусалим, Рождества Пресвятой Богородицы и великомученицы Екатерины. Это был сравнительно небольшой храм типа «восьмерик на четверике». В первой половине XIX века к нему пристроили трёхъярусную колокольню в классическом стиле. Наряду с Филипповской она считалась наиболее высокой в нашей местности, хотя известная из документов высота 47 аршин (33,5 м) не выглядит значительной. Вероятно, измерение выполнялось без завершения – высокого шпиля, существовавшего в 1832-1882 годах, а затем чашевидной главы со шпилем. Имелась каменная ограда с изящными классическими воротами, построенная в 1859-1861 годах подрядчиком из Ярославского уезда Прокопием Степановичем Грачёвым. Окружность ограды, окаймлявшей приходское кладбище, составляла 120 саженей (256 м).

В XIX веке в слободе находилось пятнадцать дворов, проживало около восьмидесяти человек. Благодаря расположению в окрестностях Углича она фактически являлась пригородом. Как было отмечено выше, вплоть до 1930-х годов там селились дачники, ценившие прекрасную местность, живописные пейзажи берегов Волги.

Как известно, в период строительства ГЭС слобода попала в зону затопления. На месте выступавшего правобережного мыса при изгибе Волги образовался почти прямоугольный в плане залив, в котором расположены пляж и грузовой порт. Место слободы определяется практически посередине открытой акватории, северо-западнее пляжа. Входо-Иерусалимская церковь находилась напротив линии Большой Троицкой (Интернациональной) улицы, примерно в километре от конца улицы.

https://uglmus.ru/about/publics/zapadnie_okrestnosti_Uglicha/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 мая 2024

«…В феврале 1808 года последовал заказ от причта и прихожан церкви Входо-Иерусалимской слободы Угличского уезда – написание икон для нового предалтарного иконостаса. При заключении договора заказчикам в качестве пробы и образца был представлен образ «Усекновение главы Иоанна Предтечи», – возможно, это был близкий аналог упоминавшейся работы отца 1762 года. В соответствии с образцом требовалось написать храмовую икону «Вход Господень в Иерусалим» – самым лучшим письмом и материалом, но золото, в отличие от образца, использовать червонное, первого номера.

Условия заказа были весьма жесткими: «В прочем, ежели усмотрены будут какие-нибудь недостатки в работе написанной мною первой иконы, то я должен, Буренин, от всей означенной работы отстать безденежно. Данный же мне задаток, сто рублей, возвратить без всяких отговорок, не доводя до вышняго начальства. Ежели же оная икона будет принята священно- и церковнослужителями и приходскими людьми, то и всю работу должен представить против той иконы, на срок того же года сентября на 8-е число… Ежели же из означенной работы моей что-либо через десять лет повредится, поновить обязуюсь безденежно, в чем и подписуюсь». Стоимость заказа составляла 425 рублей. Помимо денег следовало еще получить десять четвертей ржи и тысячу яиц.

На основе приведенного документа устанавливается, что в одном из наиболее известных храмов Угличского края находился целый иконостас работы Г.И. Буренина...»

По материалам статьи Е.А. Лиуконена «Династия живописцев Бурениных». https://uglmus.ru/about/publics/linastiya_jivopiscev_bureninih/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 мая 2024

«…Хорошо известно, что Верхняя Волга до строительства ГЭС была довольно мелкой, значительно мелела в летний период. Эта огромная проблема для судоходства, была счастьем для отдыхающих, поскольку практически по всем берегам тянулись обширные полосы чистого мелкого песка. Имелось множество заводей, отмелей, пологих низких берегов. Западная окраина города не зря именовалась посадом Пески, Песоцкой слободой. Это были прекрасные места с широко раскинувшимися полями, холмами, сосновыми лесами. Известный публицист, общественный деятель и философ Алексей Алексеевич Золотарёв (1879-1950) оставил воспоминания о своей малой родине:

«Западная окраина города Углича, где по правому берегу Волги живописно раскинулась Иерусалимская слобода с самою высокою в городе колокольнею, до последних лет, до начала Волгостроя, служила любимым дачным уголком для московских жителей. В самом деле, здесь, кроме щедрой на тихие лирические радости природы: прелестное купание и рыбная ловля, чудесный смолистый запах от древнего бора Рыжечника и обилие с весны до глубокой осени грибов, было ещё одно, манящее к себе, роднящее с собою. Вообще говоря, редкое условие – обилие культурных памятников, насыщенность историко-художественными впечатлениями».

В проникновенной повести «В тысячелетнем Угличе» он писал о предках и собственных ярких впечатлениях: «Мой дед был звонарь в Ерусалимской слободе. Он был на все руки – и кузнец, и столяр, и плотник, даже как воду сыскать, где колодцы копать, где камень глубоко под землёй лежит… А вот, и с таким непоседой и делягой зачастую бывали случаи, что зайдёт он на свою колокольню, отзвонит, – и отзвонит всегда артистически, – что требуется уставом и обычаем, да и не дозовёшься, не дождёшься его с колокольни. «Что ты, Фёдорыч, делал там?» – спросят его. – А на свет Божий любовался сверху-то: как хорошо, таково радостно, что живёшь на свете! Слава Тебе, показавшему нам свет!» «Слава Тебе, показавшему нам свет!» – это была любимая его поговорка, которую он произносил всегда после окончания какой-нибудь особо трудной или долго недававшейся работы, или вот на колокольне, когда он, отзвонив на всю угличскую округу, любовался сверху изгибистой Волгою, куполами угличских церквей, зелёною стеною угличских сосновых лесов…»

Где те уютные берега, ароматные заросли лесов, ровные очертания городских кварталов, живописные силуэты многочисленных храмов?! Среди утраченных, затопленных территорий одним из наиболее примечательных мест была Иерусалимская слобода. Она размещалась близ берега Волги к западу от Углича. От городских земель её отделял Рождественский овраг. Таковым было и первоначальное название. Основание относится к 1476 году, когда князь Андрей Васильевич Большой своей жалованной грамотой даровал право игумену Покровского монастыря Паисию населить слободу, освобождая на определённый срок от разнообразных повинностей. Вплоть до реформы 1764 года слобода входила в состав вотчины Угличского Покровского монастыря – в ней преимущественно проживали ремесленники и работники.

Практически со времени основания в слободе был храм. В 1766 году завершено строительство каменной церкви с тремя престолами: во имя Входа Господня в Иерусалим, Рождества Пресвятой Богородицы и великомученицы Екатерины. Это был сравнительно небольшой храм типа «восьмерик на четверике». В первой половине XIX века к нему пристроили трёхъярусную колокольню в классическом стиле. Наряду с Филипповской она считалась наиболее высокой в нашей местности, хотя известная из документов высота 47 аршин (33,5 м) не выглядит значительной. Вероятно, измерение выполнялось без завершения – высокого шпиля, существовавшего в 1832-1882 годах, а затем чашевидной главы со шпилем. Имелась каменная ограда с изящными классическими воротами, построенная в 1859-1861 годах подрядчиком из Ярославского уезда Прокопием Степановичем Грачёвым. Окружность ограды, окаймлявшей приходское кладбище, составляла 120 саженей (256 м).

В XIX веке в слободе находилось пятнадцать дворов, проживало около восьмидесяти человек. Благодаря расположению в окрестностях Углича она фактически являлась пригородом. Как было отмечено выше, вплоть до 1930-х годов там селились дачники, ценившие прекрасную местность, живописные пейзажи берегов Волги.

Как известно, в период строительства ГЭС слобода попала в зону затопления. На месте выступавшего правобережного мыса при изгибе Волги образовался почти прямоугольный в плане залив, в котором расположены пляж и грузовой порт. Место слободы определяется практически посередине открытой акватории, северо-западнее пляжа. Входо-Иерусалимская церковь находилась напротив линии Большой Троицкой (Интернациональной) улицы, примерно в километре от конца улицы.

А.А. Золотарёв с горьким сожалением отмечал: «А сейчас дедовские могилки, да и вся дедовщина погрузятся на дно Углицкого моря, и дедовская колокольня будет разбита на щебёнку!»…

По материалам статьи Евгения Лиуконена «Западные окрестности Углича». https://uglmus.ru/about/publics/zapadnie_okrestnosti_Uglicha/?ysclid=lvtuucpudz695589476



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.