ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кукобой. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Нерукотворного Образа.


Кукобой. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Нерукотворного Образа
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Между 1836 и 1912.
Адрес:
Ярославская область, Первомайский район, село Кукобой, улица Октябрьская, дд. 2 и2А.

Координаты: 58.697865, 39.910848
Проезд:От Ярославля: 1) по шоссе на Вологду до Пречистого, далее налево через Козу и Семеновское; 2) по Тутаевскому шоссе через Рыбинск, Пошехонье, Семеновское.





Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Нерукотворного Образа, , Кукобой, Первомайский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
23 августа 2012
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Нерукотворного Образа, Фото из собраний краеведческого музея посёлка Пречистое.<br>, Кукобой, Первомайский район, Ярославская область
Фото из собраний краеведческого музея посёлка Пречистое.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Георгий Николаевич  24 апреля 2022

Село Кукобой, как видно из работы С. К. Любимова, с 16 века было то княжеским владением, то монастырской вотчиной. В 1764 году после секуляризации монастырских земель крестьяне здесь получают свободу от крепостной зависимости и с тех пор входят в категорию «экономических крестьян». (Сергей Любимов «История Кукобоя до 1917 года»; статья в газете Призыв 18 июня 2014 года)

Спасский Собор был построен на средства петербургского статского советника, купца, владельца ткацкой мануфактуры в Санкт-Петербурге Ивана Агаповича Воронина. Вышел Воронин из крестьян деревни Рябинки (3 км от Кукобоя) и, являясь уроженцем Кукобойского прихода, принимал активное действие в жизни своей родной стороны. Собор в Кукобое был третьим храмом, который построил Иван Агапович. Сохранилось устное предание о том, что Воронин предложил своим односельчанам на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (70 км по непроходимым лесам и болотам).

Миряне выбрали храм, хотя в Кукобое действовала каменная церковь с колокольнею в честь Успения Божией Матери. В ней было еще два придела: свт. Николаю Чудотворцу и прп. Кириллу Белозерскому. Церковь была построена в 1836 году тщанием прихожан вместо пришедшей в негодность деревянной церкви святителя и чудотворца Николая с приделом преподобного Кирилла Белозерского (1765 года постройки).

Никаких подтверждающих источников о выборе односельчан между храмом и железной дороги не сохранилось. Как бы то ни было, в 1907 году Воронин обращается к Ярославскому Епархиальному Начальству с прошением о разрешении на постройку нового храма в селе Кукобой, Пошехонского уезда, Ярославской губернии. Причина, указанная в документе: существующая церковь Успения Божией Матери по своей ветхости и маловместимости не удовлетворяет нуждам прихожан. (Приход состоял из 1043 душ мужеского пола и 1177 женского; Успенская церковь могла вместить в себя: 400 душ в зимнем храме и столько же в летнем, холодном). Все расходы, как на строительство, так и на дальнейшее содержание будущего храма, Иван Агапович брал на себя. (Сведения из журнала Ярославской духовной консистории от 30 мая 1907 года. ГКУ ЯО, фонд 230, опись 2, дело 5728, листы 141-143).

Было получено добро, и в 1907 или 1908 году (точной даты нет) началось строительство, а в 1912 году состоялось торжественное освящение храма. Автором чертежей, руководителем при постройке был профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров В. А. Косяков. «В лесу за деревней Тютрюмово был построен кирпичный завод, производительностью 300 тыс. штук кирпича в год, на котором мастерами работали приезжие, а рабочими – местные крестьяне.» (Сергей Любимов «История Кукобоя до 1917 года» (статья в газете Призыв 25 июня 2014 года) Облицовочный же кирпич привозили из Германии, отлитым во Франкфурте-на Майне. По рассказам кукобойцев, каждый кирпич был завернут в отдельную бумагу и пронумерован. Строительство собора обеспечило многие семьи хорошим и продолжительным заработком. Это отметили крестьяне при поднесении иконы И. А. Воронину при освящении храма.

Торжества начались 18 ст. ст./30 нов. ст. мая 1912 года и длились три дня. Освящал храм архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси. На освящении храма присутствовал и сам И. А. Воронин, и архитектор-строитель, пел архиерейский хор под управлением священника Василия Зиновьева. «Особенно много богомольцев было 20 мая, день, когда сельчане освободились от полевых работ… На память присутствующим раздавались снимки храма, снятого учителем П. И. Любомудровым. Сотни нуждающихся нашли долгую и оплачиваемую работу, так как строитель приказал пользоваться местными рабочими. Это отметили крестьяне при поднесении иконы строителю храма – Ивану Агаповичу Воронину» (газета Голос, № 120, 1912 год, стр. 4).

Спасский собор имеет три придела: главный во имя Воскресения Христова, во имя святителя и чудотворца Николая, во имя преподобного Иоанна и мученицы Марии – святые покровители И. А. Воронина и его жены.

Описание: «Основание храма – бетон, а потом идет в несколько рядов тесанный гранит. Храм устроен в неорусском стиле из кирпича собственного завода строителя (в лесу за деревней Тютрюмово был построен кирпичный завод, производительностью 300 тыч. штук кирпича в год, на котором мастерами работали приезжие, а рабочими – местные крестьяне). Снаружи храм обложен белым и цветным, различной формы кирпичом, отлитым… во Франкфурте-на Майне (Германия). До сих пор в Кукобое рассказывают, что каждый кирпич привозили упакованный в специальную бумагу. Площадь, предназначенная для молящихся – открытая, не имеет никаких внутренних пилонов и столбов. Солея возвышается над полом на 5 ступеней и облицована итальянским мрамором. Полы из мозаичных мраморно-цементных плиток. Все три иконостаса деревянные, резные, сплошь золоченные червонным золотом, связаны в одно целое между собой и у строенными на солее киотами, причем царская и диаконская двери не перекрыты никакими арками, что давало открытый вид на алтарь. Наибольшая высота иконостаса 7 аршин (5 метра). Ширина храма 10,60 сажень (22,6 метра), длина от западного входа до восточной стены алтаря 14,65 сажень (31,26 метра), высота от пола до вершины купола 11,80 сажень (22, 61 метра), площадь устроенных в западной части храма двухъярусных хоров 26, 61 кв. сажень. В главном алтаре над престолом сделана резная, золоченная и повешенная на 4 цепях шатровая сень, украшенная 29 иконами и 21 главками. В связи с храмом на западном фасаде устроена колокольня , высотой с крестом 22 сажени (46, 9 метра) с шатровой крышей. Колокола для нового храма были выполнены на заводе «Оловяшников П. И., сыновья» в городе Ярославле в 1910 году. Полное их число составило 9 (4 больших и 5 маленьких), общим весом 496 пудов 29 фунтов (8126 кг), главный колокол весил 261 пуд 15 фунтов (4281 кг). Под храмом был устроен подвал, перекрытый сводами, освещаемый 10 окнами. В подвале были устроены 4 калориферные печи системы профессора С. С. Лукашевича для отопления и вентиляции… Богатая роспись украшала собор снаружи и по всему периметру храма, над огромными окнами – витражи и над крылечками. Внутри храм не расписывался» (С. Любимов, «История Кукобоя до 1917 года», Призыв, 25 июня 2014 года, стр. 3).

«На высоких треугольных фронтонах причудливых крылец некогда располагались фресковые иконы, сейчас утраченные. Декоративные гирьки под фронтонами, многогранные колонки, обрамляющие белокаменные ступени, высокие двускатные кровли, имитируют теремные постройки XVII века. Витиеватые кокошниками обрамлены оконные витражи-арки, выходящие на северный и южные фасады, по краям этих огромных световых проемов располагаются плоские лопатки с квадратными портальными нишами, придающими аркам – витраж монументальность.

Особенно богато украшен западный фасад собора, разделенный на три части, с теремным крыльцом посередине. Многочисленные арочные оконные проемы, обрамленные стройными колонками, а так же богатая орнаментика горизонтальных поясов из облицовочного кирпича, завершающаяся поясом декоративных кокошников, придают парадному фасаду собора необычный сказочный вид. Это подчеркивается двумя симметричными башенками с шатровым завершением, облицованным глазурованной плиткой лазурного цвета, и сходной с ними трехъярусной колокольней, украшенной так же, как и башенки рядами декоративных кокошников и завершающейся ярко голубым шаром с маленькой главкой. Центральная часть храма венчается пятиглавием с серебристыми вытянутыми луковичными главками» (брошюра «Спасский собор в селе Кукобой Ярославской области»).

«В подвале были расположены четыре калориферные печи со сложнейшей системой воздушного отопления. Богатая роспись украшала собор снаружи по всему периметру храма, над огромными окнами-витражами и над крылечками, внутри же храм расписать не успели. Соборная колокольня была оснащена прекрасного звучания колоколами. Отличительной особенностью храма является удивительное по красоте кирпичное узорочье, которым искусные зодчие украсили его с внешней стороны….. Храм потрясает тщательностью отделки и богатством убранства».

Всего на храм купец потратил свыше 600 тысяч рублей. И. А. Воронин, как и обещал, пожертвовал облигации С-Петербурского кредитного общества на содержание храма и будущий ремонт. Статский советник сделал еще немало хорошего для своего родного края: пожертвовал одну из самых богатых в уезде библиотеку, построил больницу, новую школу и несколько каменных домов.

Недолго было суждено новому храму радовать сердца верующих. После событий 1917 года приходу пришлось регистрироваться как религиозное общество с последующими ежегодными перерегистрациями с предоставлением устава общества, списком служителей культа и списком верующих. С 1931 года религиозное общество было ликвидировано, а собор осквернен и поруган. Роспись уничтожена, колокола и резной иконостас сданы на завод. Примечателен случай, произошедший при срывании с храма крестов. Трактором, срывавшим кресты, управляла одна из активисток-комсомолок. Вскоре после этого она отморозила себе обе руки. Как потом рассказывала ее дочь, мать видела в этом наказание за участие в осквернении храма.

«13 февраля 1931 года состоялось решение Первомайского райисполкома о передаче здания собора под культурно-просветительное учреждение, которое существовало в нем до 1937 года» (С. Любимов, «История Кукобоя до 1917 года», Призыв, 25 июня 2014 года, стр. 3). Помещение храма использовалось как клуб, склад, в подвале была устроена тюрьма.

В 1989 году храм возвращается верующим.

https://rybeparhia.ru/monasteries/prechistenskoe-blagochinie/spasskiy-sobor-s-kukoboy.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.