ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках.


Москва. Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Митрофана Воронежского
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1708 и 1712.
Год утраты:приблизительно 1931 (снесена)
Архитектор:И.С. Кузнецов (перестройка 1906)
Адрес:
Москва, просп. Мира (южн. часть д. 51)

Координаты: 55.784, 37.634218
Проезд:метро Проспект Мира



Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках, 1920-1930 http://www.retromap.ru<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1920-1930 http://www.retromap.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1930
Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках, Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1 января 1920
Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках, Фото с сайта https://pastvu.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок""<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок""
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках, Новая трапезная церкви Живоначальной Троицы на Капельках. Фото начала ХХ в. ГНИМА http://blogpechenkin.blogspot.ru<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Новая трапезная церкви Живоначальной Троицы на Капельках. Фото начала ХХ в. ГНИМА http://blogpechenkin.blogspot.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1908
Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках, Рис. из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Рис. из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках, Рис. из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Рис. из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках, Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV: Местность за Земляным городом. М., 1883, N 34 (1882 год)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV: Местность за Земляным городом. М., 1883, N 34 (1882 год)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1882



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 января 2018

Свое название Капельский переулок получил от находившейся здесь до 1937 года церкви св. Троицы "что на Капельке". Ее название в народе было объяснено самым простым образом - от слова "капля", причем от той капли, что остается на дне стакана с водкой. Церковь выстроили на доходы, якобы полученные от водочных остатков содержателем кабака, стоявшего недалеко от церкви. Автор "Седой старины Москвы", изданной в 1893 году, И.К. Кондратьев так передает эту легенду: "Невдалеке от Троицкой церкви находился кабак. Хозяин его, древний почтенный старик, славился своей хорошей жизнью, и долгое время был церковным старостой при этой церкви. Он не имел после себя прямых наследников и был одинок и при том как говориться, скопидом (человек, бережливый до скупости - сл. Ожегова). Ему пришла благая мысль употребить все свое наличное состояние на построение нового каменного храма на месте старого. Но для этого дела не достало бы его собственного капитала, а собирать прямо на построение храма ему не хотелось, и он придумал простое средство. Кабак его стоял на большой Троицкой дороге, а в те времена эта дорога была одной из прохожих, да и народ тогда был не хитрый, простой, и никто не считал за стыд зайти в кабак отогреться или повеселиться, следовательно, посетителей у старика всегда было много. С тех пор как старик возымел благочестивую мысль о построении храма, каждого из своих посетителей просил не допивать всего налитого ему вина, а слить "капельку" на церковь".

Однако объяснение названия церкви значительно проще: она стояла на берегу речки Капли, которая протекала по направлению переулков Капельского и Самарского и впадала в Неглинную у Екатерининского института. Троицкая церковь строилась 1708-1712 гг. Не только на "мирские" пожертвования, но и на пожалования императрицы Екатерины I. С увеличением прихода здание церкви пришлось перестраивать: по проекту архитектора И.С. Кузнецова в 1907-1908 гг. сооружается большая трапезная с приделами свв. Иоанна Воина и Митрофания Воронежского. В церкви хранился уникальный резной образ св. Федора Стратилата (святого воина, изображения которого широко распространено в византийской и русской иконографии) скульптора Степана Заруцкого (1672 г.).

Церковь Троицы дожила до начала массового разрушения церковных зданий в Москве: ее сломали в 1931-1932 гг. и соорудили этом месте к 1938 году жилой дом для ТАСС с колоннадой первого этажа (№ 51, архитектор Г.И. Глущенко; угловая башня построена в 1953 г.).

http://www.yourmoscow.ru/city/street/kapelskiy


Марина Зуйкова  13 ноября 2019

Деревянная церковь Троицы на Капельках, существовавшая с 1692 г., сгорела в 1708 г. со всей утварью. По указу императора Петра I и по челобитью священника Никифора Иванова с причетниками и прихожанами в 1708 г. началось строительство церкви на погорелом месте, на деньги, пожалованные Петром I, его супругою Екатериной Алексеевной, царевичем Алексеем Петровичем и на мирское подаяние. Освятили новую церковь в 1712 г. Об участии в ее построении императорской семьи говорит корона, украшающая Царские врата. Факт участия народа сохранился в легенде о капельках вина, отливавшихся с каждой кружки в местном кружале на строительство церкви. Второй, более достоверный вариант названия церкви – Троицы, что на Капле, – связан с именем протекавшей вблизи речки Капли, притока реки Напрудной, давшей наименование и Капельскому переулку.

Письменных источников о дне закладки храма обнаружить не удалось, днем ее основания принято считать дату выдачи антиминса – 30 октября 1708 г. Одновременно с устройством основного престола выстроили два придела: во имя мученика Иоанна Воина и святителя Митрофана Воронежского. Древний храм представлял собой небольшой кубический объем, перекрытый сводом со световым барабаном, увенчанный главкой. Каждый из трех его фасадов по центральной оси имел полуциркульный фронтон. В целом архитектура здания несла в себе стилевые признаки так называемого "петровского барокко". Шестиярусный иконостас, также в барочных формах, установили в 1712 г.

На протяжении XIX века храм неоднократно подвергался ремонтным работам и поновленням. В 1832 г. перед западным фасадом выстроили отдельно стоящую каменную трехъярусную колокольню, ее фасад вместе с оградой выходил на 2-ю Мещанскую улицу. В 1839 г. заново выполнили внутреннюю отделку придела святителя Митрофана, освященного 9 декабря. В 1880 г. выстроили новую ограду (архитектор Н.А. Тютюнов). С этого времени церковным старостой становится представитель семьи известных в Москве благотворителей, торговец обувью и местный прихожанин Иван Денисович Баев-старший. На его средства осуществляется внутренняя отделка придела мученика Иоанна Воина: вновь вызолочен двухъярусный иконостас, утварь, ризы, отреставрированы древние иконы (освящен 20 сентября 1898 г.). Через два месяца (21 ноября 1898 г.) при храме стараниями того же Баева освятили новое двухэтажное здание церковно-приходской школы с бесплатной народной библиотекой-читальней. Здание строилось по проекту архитектора И.С. Кузнецова в кирпиче. 23 июля 1900 г. на колокольню подняли новый четырехпудовый колокол, изготовленный на средства прихожан заводом братьев Самгиных.

С 1906 г. начинается подготовка к празднованию 200-летнего юбилея храма. Было решено увеличить его объем за счет пристройки новой обширной трапезной вместимостью до трех тысяч человек. Расходы на проект и строительство приняли на себя Баевы. Проект заказали архитектору И.С. Кузнецову. В начале 1900-х годов он выстроил приют для неизлечимых больных в память почившего И.Д. Баева-старшего на Ермаковской улице в Сокольниках, в конце 1900-х годов – особняк в частном владении Баевых на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, дом № 52, строение 3). Проект трапезной с двумя новыми приделами во имя тех же святых – Иоанна Воина и Митрофана Воронежского – в 1906 г. передали на рассмотрение Московского археологического общества. 27 апреля 1907 г. настоятель храма священник А.П. Соколов ознакомил причт и прихожан с указом о разрешении постройки и назначении Комиссии по постройке, в которую вошли священники А.П. Соколов, В.Т. Смирнов и жертвователи И.Д. Баев, П.Г. Фирсанов, К.Д. Баев, А.П. Каверин, а также В.В. Назаревский, А.А. Ганшин, Н.К. Баев, Н.А. Фирсанов, С.К. Баев, И.И. Баев. 5 мая было совершено сожжение старого престола из придела мученика Иоанна Воина. Торжественная закладка новой трапезной с приделами в память 200-летнего юбилея храма произошла 1 июля 1907 г.

С начала 1890-х годов повсеместно в Москве и губернии распространение получает практика расширения древних храмов за счет пристройки вместительных трапезных, что объяснялось значительным ростом числа жителей древней столицы, что приводило к увеличению числа прихожан в каждом приходе. Одновременно подвергается изменениям и высота колоколен, обусловленная масштабом новых пристроек и ростом этажности городской застройки. При этом объемы древних храмов нивелировались новыми, зачастую гигантскими пристройками. В лучшем случае они воспринимались прихожанами как причудливые апсиды, в которых сохранялись старинные алтари.

Такая же участь постигла и церковь на Капельках. Пристройка трапезной к западному фасаду изменила ее облик. Прихожане получили новый вместительный и светлый храм, декоративное убранство которого было стилизовано под архитектуру "петровского барокко". Главный фасад одиночными и спаренными колонками разделили на пять прясел, три центральных венчались полуциркульными барочными разорванными фронтонами, завершенными по центру крестами на шарах с пьедесталами. Фронтоны объединялись расположенным позади них глухим аттиком с поребриком во фризе. Вход в храм в виде перспективного портала с тремя ширинками над ним размещался в центральном прясле фасада и был фланкирован колонками на кронштейнах. Спаренные колонки отделяли центральную трехчастную композицию фасада от более широких боковых прясел, углы которых отметили пучком из трех колонок на консолях. Простенки прясел главного фасада были лишены оконных проемов, они представляли собой глухие оштукатуренные поверхности. Таким образом, главный акцент в композиции фасада приходился на решение портала с ведущей к нему папертью. Горизонтальные тяги цокольной части основного объема трапезной повторялись в горизонталях тройного поребрика фриза и карниза. Эту же композицию повторили и на боковых фасадах трапезной, центральные простенки которой заполнили тремя оконными проемами с арочными завершениями в духе модерна, с декоративными полочками и пучком вертикальных тяг по боковым сторонам. Боковые фасады имели на одно прясло больше, чем на главном фасаде, что отражало прямоугольную форму новой пристройки.

В первом от угла прясле размещалось небольшое окно, обрамленное красивой прямоугольной декоративной композицией, затем шел глухой простенок и тройная композиция с окнами, решетки, которые тоже были выполнены в духе модерна; потом снова глухой простенок и пониженный объем перекрытого полусферой придела, своей массой на треть закрывающего объем древнего храма. Пространство трапезной перекрыли сферическим сводом, четыре несущих арки которого опирались на западную и восточную стены основного объема. Современники отмечали технические достоинства перекрытия пространства с громадным по тем временам пролетом в ширину – 13,5 сажени, а в длину – 11,25 сажени. Снаружи величину и высоту свода несколько скрадывала четырехскатная кровля постройки. Внутреннее пространство трапезной, исполненное без дополнительных несущих опор, поражало своим единством, цельностью и обилием света, льющегося с двух сторон. Над входом в трапезную устроили хоры. Для вновь выстроенных приделов сделали новые трехъярусные иконостасы с характерными для петровского времени резными ажурными колонками, увитыми виноградными гроздьями. Снаружи приделы были увенчаны главками на чрезвычайно вытянутых декоративных барабанах.

Митрофаниевский придел освятили 30 ноября 1908 г., Иоанновский придел – 28 декабря 1908 г. К 200-летию освящения храма в 1912 г. вновь выстроенная трапезная была украшена настенной живописью, исполненной в стиле XVII века мастерской церковно-художественной живописи В.И. Колупаева.

Храм закрыли в 1929 г. и разобрали в 1930 г. На его месте выстроили в послевоенное время многоэтажный жилой дом (проспект Мира, дом № 51).

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"


Марина Зуйкова  29 августа 2020

Св. Троицы, что на Капельках. Наружность нынешней церкви Св. Троицы, что на Капельках, в ее настоящем виде всякого заставит ошибиться во времени ее построения, и никто с первого взгляда не скажет, что она была выстроена при Петре Великом. Вот что говорит об этой церкви народная молва. На месте настоящей церкви, или подле нее, стояла во времена Петра Великого древняя деревянная церковь Св. Троицы и сильно приходила в разрушение. Невдалеке от нее находился кабак. Целовальник его, а по-тогдашнему и полный хозяин, древний почтенный старик, славился своей хорошей жизнью и долгое время был церковным старостой при этой церкви. Он не имел после себя прямых наследников, а был одинок и, что называется, скопидом. Ему впала благая мысль употребить все свое наличное состояние на построение нового каменного храма на месте старого. Но для этого дела недостало бы его собственного капитала, а собирать прямо на построение церкви ему не хотелось, и он придумал простое средство. Кабак его стоял на большой Троицкой дороге, а в те времена, как и теперь, эта дорога была одна из проезжих, да и народ тогда был нехитрый, простой, и никто не считал за стыд зайти в кабак отогреться и даже повеселиться, следовательно, посетителей у старика целовальника всегда было много. С тех пор как старик возымел благочестивую мысль о построении храма, он каждого из своих посетителей просил не допивать всего налитого ему вина, а слить капельку на церковь.

Разумеется, что за этим следовали расспросы со стороны посетителей, и старик, вдохновленный мыслью о благом начинании, охотно, а может быть, и красноречиво описывал бедное состояние тогдашнего храма, при котором он был старостой. Весть о странном и вместе успешном сборе скоро дошла до царского слуха. Петр I жил в то время в своем летнем дворце на Божедомке, близ церкви Иоанна Воина, и, часто гуляя по окрестностям, вздумал посетить целовальника. Старик, не зная в лицо царя, сделал и ему обычное приглашение слить капельку на церковь и на вопрос царя со всей откровенностью передал ему свои намерения. Петр Великий обещался быть в том деле помощником и действительно сдержал свое слово. Убедясь в хорошей жизни старика целовальника, он много содействовал построению храма. Таким образом создалась новая, прекрасная, каменная церковь Св. Троицы на Капельках.

Возле церкви виднеется заросший пруд, который также имеет свое предание. Вот оно. С незапамятных времен богомольцы, отправлявшиеся в обитель св. Сергия, имели обыкновение, выходя из Москвы, купаться в этом пруду как бы для очищения от грехов. Время мало-помалу совершенно изгладило этот благочестивый обычай, а с тем вместе и нравственное значение этого пруда.

А вот сухая история о построении этого храма. По описным книгам храм Св. Троицы, что на Капельках, существовал далеко ранее времен Петра: он упоминается в 1625 году и значится "на Капле". А Каплей называлась одна из речек, служивших протоками воды для прудов в соседнем селе Напрудном. Церковь эта по ветхости сломана, и на ее месте в 1693 году построена была новая, деревянная. Церковь эта в сентябре 1708 года сгорела; поэтому на отведенном в Посольском приказе бывшем кружечном месте начали строить каменную церковь, которая в 1712 году по благословению блюстителя патриаршего престола Стефана, митрополита рязанского, освящена Иоанникием, митрополитом ставропольским. При храме приделы: Иоанна Воина и Митрофания Воронежского. Храм находится на 1-й Мещанской.

Кондратьев И.К. "Седая старина Москвы"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.