Как и все Богоявленские храмы, церковь (деревянная) была традиционно построена у воды, близ Москвы-реки: в престольный праздник на реке устраивалась «иордань», к ней из храма торжественно направлялся крестный ход. С тех же давних пор повелась традиция, продержавшаяся до самой революции: в храме служили преимущественно ранние обедни, ибо так было удобнее его прихожанам – трудящимся. Прошение о строительстве каменного храма для дорогомиловских ямщиков было подано в 1712 году, но был построен к 1727 году.
С конца XVIII века стал меняться приход Богоявленского храма: на смену ямщикам, уходившим в посадские люди или возвращавшимся на родину, приходили «всяких чинов» люди. Тогда сложилась еще одна характерная черта Дорогомилова – здесь традиционно селились бедные или небогатые обыватели, крестьяне, солдаты, унтер-офицеры, купцы, мещане, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и ремеслами. Здесь селилось простонародье, но не пролетариат. Не случайно многие прихожане Богоявленского храма трагически погибли на Ходынском поле в 1896 году, о чем власти уведомили духовенство.
Во время Отечественной войны 1812 Богоявленский храм обгорел и частично порушился. Вскоре Дорогомилово посетила новая беда – холерная эпидемия 1830 года. Считается, что в благодарность за избавление от нее в Богоявленском храме в 1835 году появился второй придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали».
Великий 1861 год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же эпохальном 1861 году. Отмена крепостного права изменила судьбу храма. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием.
Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в 1874 году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина, построившего церковь Казанской иконы у Калужских ворот, где теперь стоит памятная часовня.
В марте 1898 года духовенство и прихожане решили построить новый просторный храм, для чего собрали более 150 тысяч рублей. В сентябре состоялась его торжественная закладка по проекту молодого и талантливого архитектора В.Е. Сретенского. Проект предполагал поглощение одним храмом другого: прежняя церковь теперь становилась трапезной нового храма. Новый храм был построен в византийском стиле и был построен по образу храма Христа Спасителя и стал вторым после него в Москве по величине и вместимости: был рассчитан на 10 тысяч человек. Газетные критики нападали на Богоявленский храм, считая недопустимым строить в бедной окраине колоссальную церковь и обвиняли строителей в гордыне и похвальбе. Дело дошло до того, что Императорская археологическая комиссия запросила Московскую духовную консисторию о справедливости газетных слухов. В ответ члены строительной комиссии по возведению храма подали в суд о защите от газетной клеветы.
29 сентября 1908 года будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) освятил новый храм, а последний готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 году освящал епископ Трифон (Туркестанов).
В 1920 году непокорные прихожане Богоявленского храма выступили против решения властей о закрытии Троице-Сергиевой лавры и переноса святых мощей преподобного Сергия в музей, поддержав протест патриарха Тихона. Дорогомиловцы собрали 650 подписей под обращением: "Мы, прихожане храма Богоявления… ходатайствуем перед надлежащими властями об оставлении в неприкосновенности всех святынь Троице-Сергиевой лавры, в особенности св. мощей преподобного Сергия Радонежского и всею душою присоединяемся к протесту перед ВЦИК духовного отца нашего патриарха Тихона". Все это крайне раздражало власть, но первая гроза грянула во время изъятии ценностей. В числе прочих пропагандистских мер в марте 1922 года на Брянском вокзале был открыт агитпункт для сбора «откликов трудящихся» по поводу изъятия. Изъятие спровоцировало подлинный бунт, наподобие древних московских восстаний, и даже с набатом. Изъятие проходило 5 апреля (по другим данным 7 апреля) 1922 года. Члены комиссии по изъятию явились в Богоявленскую церковь в конце утренней службы. Заметив их, кто-то из прихожан намеренно остался в храме, а кто-то успел забраться на колокольню и ударить в набат. Из храма изъяли серебра весом более 14 пудов.
В 1931 году, после закрытия Успенского собора в Кремле и утраты Храма Христа Спасителя Богоявленский собор становится кафедральным храмом Московской епархии. В 1927 году Богоявленский храм сняли с учета, вычеркнув его из списков памятников церковной архитектуры под обычным революционным предлогом – «художественной ценности не представляет», поэтому перед его сносом не было сделано фотографий. Первые слухи о сносе храма поползли в 1928 году – за 10 лет до его гибели. В 1929 году рабочие ходатайствовали о закрытии храма и передаче его под клуб, но тогда их ходатайство было отклонено. В декабре 1937 года было арестовано все духовенство Богоявленского храма.
Собор был взорван в сентябре 1938 году под предлогом освобождения места для нового социалистического строительства, там планировалось образцовое жилищное строительство. На его месте был выстроен «генеральский» дом, на углу Большой Дорогомиловской улицы и 2-го Брянского переулка, от которого началась дальнейшая застройка Дорогомилова. Этот дом имеет срезанный угол, который находится точно на месте алтаря.
После дорогомиловского собора кафедра не сразу была перенесена в Елоховский собор. Кафедральным недолго был Преображенский собор на одноименной площади, который очень любил митрополит Сергий. А потом им стал собор в Елохово, освященный, как и его предшественник, в честь Богоявления Господня.
По материалам: http://drevo-info.ru/articles/12998.html