Белая Холуница. Церковь Воскресения с колокольней. Была заложена в заречной части между современными улицами Школьной и Глазырина на средства А. Д. Пономарева по инициативе управляюго Холуницкими заводами В.С. Пятова в память об отмене крепостного права. Кроме главного Воскресенского, имелись еще два престола: во имя Александра Невского и Анастасии. Автор проекта документально не установлен. Однако архитектурный почерк, общая композиция сооружения и время постройки позволяют с достаточной степенью вероятности приписать его создание инженеру-архитектору А.С. Андрееву. Построенные им примерно в те же годы церковь Казанской Богородицы в селе Жерновогорье близ слободы Кукарки (современный г. Советск Кировской области) и особенно собор Спаса Преображения в г. Глазове (оба храма утрачены), очень близки Воскресенскому храму по объемно-пространственному и декоративному решению. Церковь сооружалась в два этапа. Вначале возвели храм и на его продольной оси отдельно стоящую колокольню. Затем оба здания соединили крытым переходом с устройством по его сторонам дополнительных входов. Церковь обладала крупными размерами. Ее длина достигала 70,0 м, ширина (по лестницам) - ок. 40,0 м, высота храма - ок. 40,0 м, колокольни - ок. 60,0 м.
Массивный пятиглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа, построенный с использованием форм русско-византийского стиля, выделялся самобытной трактовкой декоративного оформления фасадов. Стены были сложены из лицевого кирпича, на фоне которого контрастно выделялись белокаменные детали, выполненные из жерновогорской опоки. Над четвериком возвышались сплющенные главы на крупных световых барабанах. Простенки барабанов были заполнены пилястрами, которые, гармонируя с лопатками четверика, придавали членениям храма ритмичный вертикальный характер. Северный и южный фасады отличались крупными щипцовыми портиками, вынос которых обеспечивали каменные колонны с выраженным энтазисом. Портики оформляли необычные порталы, состоявшие из двух проемов, с располагавшимися над ними широкими двойными окнами бифория. Тот же мотив объединял поле портала и присутствовал над остальными храмовыми окнами, заполнения которых отличались мелкой расстекловкой. Вкупе с наличниками и насыщенным карнизным профилем декор создавал дробный контурный рисунок, покрывавший стены наподобие каменной вышивки. Еще более оригинальной по декорации фасадного убора и построению ярусных форм выглядела колокольня. Здесь основным мотивом было сочетание колонок, отличавшихся по высоте и форме энтазиса. Нижний ярус, состоявший из щипцовых порталов, украшали колонны, подобные храмовым. Высокий средний ярус выделялся непропорционально развитой аттиковой частью, которую заполнял белокаменный декоративный мотив с бифорием. Спаренные арочные проемы объединялись килевидной аркой, а в простенке располагалась укороченная трехчетвертная колонка. Совершенно необычно был решен верхний ярус звона. Его четыре продолговатые грани имели по паре высоких, окантованных архивольтами арок, которые опирались на колонки в виде утолщенных в нижней части кубышек. Над пологой восьмискатной кровлей возвышалась крупная глава на очень коротком и широком барабане.
Четырехстолпный план церкви имел очертания правильного квадрата с одной полукруглой алтарной апсидой. К порталам подходили широкие сдвоенные лестничные марши. План нижнего яруса колокольни в основе своей представлял собой восьмигранник с укороченными диагональными гранями. По сторонам осевого прохода располагались палатки, в одной из которых находилась лестница на верхние ярусы.
Высокий крытый переход с подвальным этажом, объединивший храм и колокольню на рубеже XIX-XX веков, был выполнен в аналогичном стилевом контексте и не нарушал общей композиции здания. Средства на его пристройку в размере 2500 тыс. руб. пожертвовал владелец заводов И. А. Поклевский-Козелл.