ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Путивль. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николы Каменного, Церковь Николая Великорецкого


Путивль. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца Великорецкого образа, Введения во храм Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1735 и 1737. 1770 - колокольня.
Адрес:
Украина, Сумская обл., г. Путивль, ул. Героев Путивльщины, 102

Координаты: 51.335225, 33.85808
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Путивль или в Путивль, выходить на автостанция "Путивль"



Церковь Николая Чудотворца, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
2 июня 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
2 июня 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Наталия
5 апреля 2010
Церковь Николая Чудотворца, Купол верхнего придела<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Купол верхнего придела
Чурочкин Александр, прот.
31 октября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Врата верхнего придела<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Врата верхнего придела
Чурочкин Александр, прот.
31 октября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Иконостас нижнего придела<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Иконостас нижнего придела
Чурочкин Александр, прот.
31 октября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г.<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с юго-запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юга. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид с юга. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Вид в юго-востока.  Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Вид в юго-востока. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Фрагмент фасада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Фрагмент фасада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Путивль, Конотопский район, Украина, Сумская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1909



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 

В литературе известна также под названиями Николы Каменного, или Николаевская. Выполнена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, трехмастная, двухэтажная, одноглавая. План состоит из пятигранной алтарной части, прямоугольного нефа, квадратного притвора и прямоугольной колокольни, построенной в 1770 г. Нижний этаж перекрыт полуциркульными сводами с распалубками, а верхний неф — восьмигранным верхом с тремя заломами, с шатровым покрытием с перехватом, завершенным миниатюрной главкой, алтарная часть — сомкнутым сводом с распалубками, а притвор — полуциркульным. Переход от четверика основного объема к восьмерику осуществляется при помощи двухступенчатых тромпов, редко встречающихся в украинской архитектуре.

Колокольня четырехъярусная, завершена восьмигранным световым фонарем с покрытием, как у верха церкви. Притвор покрыт двускатной крышей, алтарная часть — криволинейной, с завершением типа бочки с декоративной главой, широкий антаблемент разделяет фасады на два этажа. Углы здания закреплены лопатками, раскрепованными по антаблементам. Оконные проемы лучковой формы в нижнем этаже обрамлены наличниками, в верхнем и в колокольне под каждым оконным проемом — неглубокая ниша. Северный вход украшен барочным порталом. Интерьер нижнего этажа очень скромен и малоосвещен, а верхнего — благодаря верху с тремя заломами имеет высотно раскрытое пространство и очень светлый. В памятнике сохранилась орнаментальная роспись. Подобное пространственное решение культового сооружения, выполненного в камне, очень редкое явление в архитектурном наследии Украины.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», XVII, том 4, стр. 24, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Храм двухъярусный, в первом ярусе - действующий престол в честь иконы святителя Николая, именуемой "Великорецкая", а в верхнем ярусе - Введенский придел, пока не восстановлен.

Никольская церковь "продержалась" дольше всех и была закрыта осенью 1937 года. До закрытия храма здесь совершали богослужения священники из закрытых путивльских церквей. Здесь, в 1926 году последний настоятель Путивльского Молченского монастыря архим.Анастасий (Тверитинов) постриг в монашество священника Григория Кокотова с именем Серафим (впоследствии епископ Томский, расстрелян в 1937 году). У алтаря храма имеется две могилы - архим. Анастасия (Тверитинова) и схимонаха Кирилла. Последний настоятель - о.Симеон Ильинский, умер в глуховском ДОПРе. В храме разместили краеведческий музей (1-й ярус) и районный театр (2-й ярус). Во время войны здание было повреждено. В 1945-1946 гг. прихожане безуспешно пытались возобновить в храме богослужения. Здание было засыпано зерном зернофонда, потом здесь разместилась областная весовая мастерская.

В 1960-х гг. храм был отреставрирован, однако вместо крестов купола венчали простые шпили. К 1000-летнему юбилею Путивля (1988) здание вновь было отреставрировано, была подготовлена документация по устройству в нём музея "Слова о полку Игороеве". В 1992 году здание было передано Путивльскому Молченскому монастырю и до сих пор является подворьем обители. 


Данный храм никогда не носил названия "церковь Николая Казацкого". Церковь Николы Казацкого в Путивле действительно существовала (уп. в 1621 г.), однако она была упразднена в 18 веке. Храм-объект изначально назывался "Церковь Николая Великорецкого", а с 1737 года - церковь "Николы Каменного" (в отличие от прочих Никольских церквей Путивля, бывших деревянными). Название "Казацкой" эта церковь получила в 1960х гг., с лёгкой руки "патриарха" украинского искусствоведения Георгия Никоновича Логвина. Именно в книгах Логвина церковь Николы Великорецкого впервые ошибочно отождествлена с давно несуществующей церковью Николы Казацкого. Благодаря большим тиражам книг Логвина данное название перекочевало во все новейшие справочники и путеводители.

Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 марта 2016

18 век обогатил Путивль несколькими первоклассными храмами. Среди них особое место принадлежит Церкви Николы Казацкого, построенной на средства жителей Путивля - казаков. Ее стройный двухбашенный силуэт виден издалека, со многих окрестных улиц. Но только подойдя ближе, начинаешь понимать величие замысла древнего зодчего.

Первоначально храм был построен 1735-1737 гг. трехчастным и одноверхим, а значительно позже, в 1770 г., к церкви с запада пристроили многоярусную колокольню, нарушив уравновешенность силуэта храма. Здание церкви - двухэтажное. В первом этаже, называемом подклетом, размещалась теплая церковь, где происходили церковные службы зимой. Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь, где проходили службы в летнее время. Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты.

Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась украинская казацкая община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского деревянного одноглавого храма. Зодчий не только мастерски справился с общим заданием - создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, подчеркнув порыв ввысь, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтончиками. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

Церковь Николы Казацкого - выдающийся памятник архитектуры украинского барокко, свидетельствующий о том, что профессиональное зодчество развивалось под определяющим влиянием народных традиций, вкусов и представлений. До недавнего времени в храме располагалась экспозиция музея "Слово о полку Игореве".

Из книги-фотопутеводителя: Вечерский В.В., Луговской А.В. Путивль. Изд-во "Мистецство", г. Киев, 1992 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 апреля 2023

На запад от Спасо-Преображенского собора расположена церковь Николая Казацкого. Она построена в 1735–1737 г.г. на средства путивльских мещан, которых тогда называли казаками. Храм весьма оригинален: он двухъярусный, а в западной части имеет неглубокий прямоугольный притвор-бабинец, над которым поставлена трехъярусная колокольня, сооруженная, возможно, позже, в 1770-х г.г.

Обычно в украинской архитектуре колокольни ставятся отдельно от собственно церкви, и только у карпатских жителей Украины, лемков и бойков, звонница возводится над бабинцем-притвором. В плане церковь Николая Казацкого трехчастная. К среднему, более широкому нефу, как уже говорилось, с запада примыкает притвор-бабинец с колокольней, а с востока - граненая апсида. Неодинаковые по форме и размеру помещения предопределили расчлененность масс здания. В первом ярусе церкви находится нижняя, или теплая, церковь, во втором - холодная. Нижняя перекрыта полуциркульным сводом с большими распалубками, ее апсидная часть - сомкнутым сводом. Верхний храм также перекрыт сводами: притвор - полуциркульным, апсида - сомкнутым с распалубками, а центральный неф - куполом с тремя заломами.

Для архитектуры церкви Николая Казацкого очень характерна четко выраженная ярусность. Первый этаж отмечен карнизом на уровне сводов нижней церкви. Высота второго проходит на уровне карниза притвора и апсиды, а ярусы верха главного помещения образуют три восьмерика на восьмерике. Эти крупные горизонтали зрительно создают ощущение, будто объемы здания идут вверх пятью сужающимися уступами. В то же время ясные вертикальные членения (грани восьмериков и пилястры, которыми декорированы фасады) не теряются в ритме горизонтальных линий и имеют свою логику: с силой устремляясь вверх, они их пересекают, изгибаясь в заломах и выпрямляясь в гранях восьмериков, они снова устремляются вверх. Выразительный облик храма чарует монументальностью и могучим порывом ввысь своих масс. В нем все игра и контраст, все пронизано движением. Освещенные выступающие части (пилястры и наличники) контрастируют с темными пятнами оконных проемов, вертикальные линии пилястр - с горизонтальными карнизами; неподвижности крупного объема нижней части здания противостоит движение его расчлененных частей, и особенно купола-бани; монолиту стены противопоставлены проемы окон и пояс ниш под карнизом второго яруса; белым тягам карнизов, наличникам, колонкам и пилястрам - интенсивный оранжевый цвет стен.

Нижняя церковь благодаря низким сводам и небольшим окнам производит впечатление жилого помещения, теплого и уютного. Но если по лестнице подняться на второй этаж и войти в невысокий притвор, то через его широкую арку откроется вид на светлый неф холодной церкви, уходящий ввысь тремя уступами-ярусами. Высокий четверик переходит при помощи плоских парусов в восьмерик основания купола-бани с тремя заломами. Вертикальные линии граней четверика и восьмерика создают непередаваемое ощущение красоты высотно раскрытого пространства, иллюзию движения и необыкновенную возвышенность образа.

Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».


Елена Григорьева
 

Влияние традиций деревянной архитектуры наблюдается и в более позднем памятнике такого же типа – церкви Николая в Путивле, 1737 г. (так называемый Никола Каменный). Эта церковь примечательна также тем, что она является двухэтажной. Как известно, в русской архитектуре этот прием был более распространен. На Левобережье двухэтажных церквей сохранилось всего четыре: Никола Каменный в Путивле, Воскресенский собор в Сумах, церковь в с. Воронеж Сумской области и Покровский собор в Харькове.

Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.


Елена Григорьева
 

Из Молчанского монастыря надо пройтись по городу мимо Воскресенской церкви, напоминающей скорее трапезные храмы, к церкви Николая Казацкого, построенной в 1735–1737 г.г. на средства украинских мещан.

В XVII в. в украинской архитектуре, как мы уже упоминали, появляются приемы и формы русской, но применялись они не шаблонно. В Николае казацком высокий подклет использован для устройства тёплой церкви. В плане храм трёхчастный одноверхий, с граненой апсидой и квадратным бабинцем. Колокольни изначально не было, она пристроена позже. Нижняя церковь производит интимное впечатление благодаря тому, что она низенькая, перекрыта крещатыми и сомкнутыми сводами (в апсиде). Вместо этого верхняя церковь отмечена показным внутренним пространством, смело и легко открытым в высоту. 

Поднявшись по ступеням, мы попадаем в низенький бабинец, перекрытый полуциркульным сводом, дальше через большую арку видно освещенное пространство. Ещё шаг - и перед глазами открывается импозантная баня с тремя заломами, легко и стройно вздымающимися вверх. Переход от четверика к восьмигранному подбаннику осуществлен с помощью двухуступчатых арочек, на образец конструкции, применяемой в грузинских и армянских храмах.

Чтобы гармонично совместить функциональные и архитектурно-художественные задачи, мастер выбрал тип храма на подклете. Это позволило ему устроить теплую зимнюю церковь, а также поднять его словно на высокий стилобат и тем самым усилить монументальность и праздничность. Этой же задаче подчинены архитектура и декор. В сооружении – все игра и контраст, все пронизанное движением. Освещенные выступающие части противопоставляются затемненным, вертикальные линии пилястр, полуколонок и наличников – горизонтальным карнизам; неподвижности основного массива сооружения – движение его расчлененных частей и особенно бани.

Монолиту стен противопоставляются проемы окон и пояс ниш; белым тягам карнизов, наличников, полуколонок и пилястр – стены, окрашенные в интенсивный оранжевый цвет. Такими немногословными художественными средствами мастер создает выразительный силуэт здания.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Искусстрво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 

Церковь св. Николая Казацкого (1735-1737) двухъярусная, трёхчастная, с прямоугольными нефом (6,8х7,8 м) и бабинцем (5,75хб,10м) и граненым пятистенным алтарем (5,5х6 м). К бабинцу примыкает квадратная в плане колокольня, построенная в 1770 г. Вся длина храма 27,5 м. Нижний храм перекрыт полуциркульными сводами с распалубками (высота 4 м), а верхний – восьмигранным верхом с тремя заломами (высота 17 м); алтарь перекрыт сомкнутым сводом с распалубками, а бабинец – полуциркульным (высота обоих 4,75 м).

На уровне хоров фасады здания расчленены нешироким антаблементом и как в нижнем, так и в верхнем ярусе оформлены пилястрами, а окна – наличниками с фигурными разорванными фронтончиками. До пристройки колокольни массы храма были гармоничны, в них господствовал двухзаломный стройный верх. 

Если интерьер нижней церкви скромен и уютен, то верхней, наоборот, величествен и светел. Через широкую арку бабинца хорошо виден взметнувшийся ввысь двухзаломный верх, высотное раскрытие которого осуществлено с большой энергией. Переход от очень высокого четверика к восьмерику осуществлен при помощи двухступенчатых тромпов, редкостных в украинской архитектуре. Своеобразная композиция масс, а также интерьер позволяют отнести церковь к оригинальным памятникам украинского барокко.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 

Каменная церковь Николая Казацкого, известная в литературе под названиями «Николай Каменный» и «Николай Великорецкий», заложена в 1735 г. и освящена в 1737 г., построена за счёт путивльских мещан. Изначально была трёхчастной, двухэтажной, одноверхой. В нижнем этаже помещалась тёплая церковь св. Николая Великорецкого, в верхнем – холодная церковь Введения во храм Богородицы. В 1770 г. церковь капитально отремонтировали, пристроив с запада пятиярусную колокольню.

Церковь расположена на плато, отграничивая с запада историческое Средместье, как архитектурная доминанта. Граненый алтарь и прямоугольные в плане нава, бабинец и колокольня сгруппированы вдоль оси восток-запад. Помещения 1-го этажа перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками и лишь алтарь - сомкнутым сводом. Здесь подчеркивается линейно-осевой принцип организации внутреннего пространства. На 2-м этаже Бабинец и алтарь холодной церкви также перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками. Нава имеет трёхзаломный верх типа восьмерик на четверике. Переход к восьмерику осуществлён двухъярусными тромпами. Постройка каменная - из кирпича на известковом растворе, потинькована (оштукатурена) и побелена. Крыши укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам.

Вечерский В.В. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Основная часть здания возведена в 1735 - 1737 гг., колокольня пристроена в 1770 г.