«…Село Добрилово, при реке Трубеже, находится в 8 верстах от уездного города и в 120 верстах от губернского.
До 1764 года село Добрилово принадлежало Переславскому Борисоглебскому, что на горе, монастырю. По переписным книгам 1678 года в этом селе значится 12 дворов крестьянских и 14 бобыльских. Около того же времени здесь построена в первый раз деревянная церковь в честь Богоявления; с неё взималось в патриаршую казну дани 12 алтын две деньги, заезда гривна.
В делах патриаршего казённого приказа сохранилась от 1702 года следующая опись Добриловской церкви: церковь во имя Богоявления Господа Бога нашего Иисуса Христа деревянная рублена клетцы об одной главе, глава обита чешуёю деревянною, на ней крест паян белым немецким железом, церковь, алтарь и трапеза и паперти и над сходными дверьми всё крыто тёсом; к трапезе приделана колокольня деревянная, на ней 4 колокола; в церкви царския двери гладкия, на них образ Благовещения и Евангелисты, в сени вечеря и на столбцах святые писаны красками, по правую сторону царских дверей образ Отечество местной писан красками, в киоте деревянном, киот росписан золотом и красками, образ Богоявления писан красками в киоте таком же; пред образом подсвечник деревянный росписан красками, на нём налеп жестяной с шандалы, образ Николая Чудотворца в киоте, росписанном красками, пред образом подсвечник железный с налепы, на налогии образ Воскресения Христова с праздники штилистовый, налой деревянный оболочен выбойкою крашенинною, образ Распятие Господне штилистовый; у праваго клироса херуговь, на ней образ Богоявления, а по другую сторону Николая Чудотворца писаны на холсте в рамах деревянных, под херуговью пелена полотняная; по левую сторону царских дверей образ Казанския Пресв. Богородицы, поверх образа убрус кумачной красной, в киоте деревянном; пред образом лампада медная дощатая полужена, под нею кисть нитяная с мишурой, северная дверь, на ней образ Авраама, Исаака и Иакова, триех отроков и прор. Даниила, образ ап. Филиппа в молении местный, образ св. пророка Илии писан на золоте, перед образом подсвечник деревянный точёный; над царскими дверьми штилистовых образов: образ Богоявления Господня, на нём 6 венцов серебряных резных золочёных, — поля оклад серебряный басемной золочён — ветх, образ Воскресения Христова, Рождества Хр., Козьмы и Дамиана в молении, Воскресения Хр. с праздники; над царскими же дверьми и местными образами деисус — образ Спасов Вседержитель, пред ним паникадило медное о 2 ярусах, а в нём 12 пер с шандалы, под ним кисть нитяная; в алтаре престол обложен выбойкою крашенинною, спереди крест нашит кумачной красной, на престоле покров крашенинной, крест нашит кумачный красный, опушён выбойкою крашенинною; на престоле Евангелие печать Московская в десть, на верхней цке в средине распятие Господне и по углам Евангелисты серебряные золочёные, оболочено бархатом красным; за престолом образ Знамения Пресв. Богородицы, на образе венцы с каруною и цата серебряные резные золочёны, в каруне 9 камешков разных цветов, на образе ж Пр. Богородицы убрус и ожерелье низаны мелким жемчугом с блеском, поля оклад серебряной басемной золочён, по другую сторону на той же цке образ Николая Чудотворца, на образе венец серебряной басемной золочён; поверх образа убрус кумачной красной, а другой полотняной; за престолом крест выносной деревянный с репьями, на нём в середине Распятие и святые писаны золотом и серебром и красками, на том же кресте с другой стороны в средине Воскресение Христово, вверху Богоявление и святые — писаны красками; жертвенник оболочен выбойкою крашенинною, крест нашит крашенинный. Сосуды — потир, дискос, 2 блюдца, лжица оловянные, звезда медная, копие железное; покров и пелены китайчатые белые, крест нашит объярь алая, по краям шиты золотом и шёлком, подложен полотном; чаша водосвятная медная полужена, 2 кадила медные, одно лощатое, ладоница жестяная, 2 венца венчальных, на них писаны ангелы красками. В трапезе по правую сторону образ Богоявления Господня, на Спасове образе и вверху на Саваофе венцы и цаты серебряные золочёны, перед образом подсвечник деревянный; по левую сторону образ святых жён Мироносиц, образ Спаса Нерукотворённого да образ страстотерпцев Бориса и Глеба осмилистовые, 2 налоя обиты кожею, в алтаре и церкви и в трапезе 4 окончины слюдяных, двои двери выходные деревянные на крюках и на жиковинах железных, у одних дверей замок нутряной железный с личиною, в паперти над задними дверьми образ Спаса Вседержителя с апостолы штилистовый, над северными дверьми образ Николая Чудотворца. У той церкви поп Василий Леонтьев, двор пуст, что жил дьякон Стефан, да к той же церкви пашенной земли по 5 десятин в поле, сенных покосов 20 копен волоковых. В селе Добрилове крестьянских 26 дворов, а в них людей 112 человек, 5 дворов бобыльских, а в них 20 человек, 4 кельи нищенских и 1 двор пустой.
К 1760 году эта церковь обветшала и с благословения преосвященного Амвросия, епископа Переславского, построена новая церковь в честь того же праздника.
Через 90 лет в 1851 году в Добрилове вместо деревянной церкви устроен существующий ныне каменный храм с такою же колокольнею.
Престолов в этом храме три: в холодном в честь Богоявления Господня, в приделах тёплых во имя архистратига Михаила и святого апостола Филиппа.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1789 года, исповедные росписи с 1809 года.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получается: а) от земли усадебной, пахотной и сенокосной 110 р.; б) от хлебного сбора 40 р.; в) от служб и требоисправлений 225 р., всего 375 р. в год. Дома для членов причта устроены прихожанами.
Земли при церкви: усадебной 1 десятина 100 сажен, неудобной 1 десятина 383 сажен, сенокосной 4 десятины, пахотной 27 десятин; плана и межевой книги на землю нет.
Приход состоит из села Добрилова и деревень: Загорья (1,5 версты от церкви) и Никитской (3 версты), в коих по клировым ведомостям числится 236 душ мужского пола в 360 женского; все православные…»
Из книги: Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 98-99. http://pki.botik.ru/books/iso-vol2.pdf