ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Яама (Jaama). Церковь Николая Чудотворца.


Яама (Jaama). Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1904. заново выстроена в 1991 году.
Архитектор:В.И. Лунский
Адрес:
41001 Jaama, Illuka vald, Ida-Virumaa

Координаты: 59.03812, 27.71451
Проезд:из Йыхви (а также от Пюхтицкого монастыря) автобусом № 546 Kohtla-Järve–Jõhvi–Gorodjonka (летнее расписание)



Церковь Николая Чудотворца, , Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Илья Смирнов
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Илья Смирнов
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Илья Смирнов
11 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Вид с юго-запада
Н. и Е. Андрущенко
18 февраля 2009
Церковь Николая Чудотворца, Алтарная часть от входа в храм<br>, Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Алтарная часть от входа в храм
Н. и Е. Андрущенко
28 февраля 2009
Церковь Николая Чудотворца, Дом причта слева от храма<br>, Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Дом причта слева от храма
Н. и Е. Андрущенко
18 февраля 2009
Церковь Николая Чудотворца, Почтовая фотооткрытка 1900-х годов<br>, Яама (Jaama), Ида-Вирумаа, Эстония
Почтовая фотооткрытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1906



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  20 ноября 2018

Дата постройки: 1904 г. по проекту архитектора Лунского. Разрушен во время войны, богослужения совершались в кладбищенской часовне, перестроенной под храм. Каменный храм восстановлен в 1991 году. Освящение храма: 13 августа 1904 года.

Начиналось все в 1904 г., когда на пожертвования, в том числе св. мученика - царя Николая II, и свои сбережения ямские жители и жители соседних деревень, тогда это было около тысячи православных, построили высокий каменный храм из местного гранита и добротного красного кирпича. До этого ходили в праздники и воскресенья в Сыренец (Васкнарва) почти пять верст, зимой по сугробам.

Принаровье - совершенно особое место, издревле заселенное русскими поселенцами. Сюда бежали от гнета помещиков, от рекрутчины, были и беглые солдаты. С эстонцами русские ладили, сохраняя свои обычаи, язык и православную веру. По реке Нарова основали несколько крупных деревень: Сыренец, Яама, Князь-село, Городенки и др. На протяжении столетий здесь процветали ремесла, сельское хозяйство, торговля. Промыслом Божиим именно в этих местах суждено было быть явлению Божией Матери и обретению чудотворной иконы Успения на Пюхтицкой горе. По преданию, святая икона эстонскими хуторянами была передана русским крестьянам из Яама, и те построили часовенку на месте явления иконы.

Священным Синодом через несколько лет после основания прихода к церкви в Яама был назначен настоятель о. Аркадий Лебедев, добрый пастырь, окормлявший более тысячи прихожан до своей кончины, последовавшей в 1948 г. Служили часто, о. Аркадий любил торжественность, благолепность богослужения. Церковный хор насчитывал до 40 человек. Сумел батюшка привить любовь к пению народному. Пели все, и старые, и молодые, по домам и на улицах, за работой и в праздники. Жизнь была тяжелая, бедная, времена тревожные. Храм, в котором молящиеся обретали успокоение и покров во времена лихолетья, был настоящим средоточием жизни сельчан. В день памяти св. великомученика Георгия Победоносца (6 мая н.с.), по обычаю, крестьяне после зимы первый раз выгоняли коров на пастбище и подводили к церкви, где батюшка должен был окропить каждую буренку святой водой. Площадь перед храмом заполнялась кипящим морем коров самых разных мастей, удерживаемых их счастливыми хозяйками. Однако добрые старые времена кончались. Появилось радио, автомобили. Новому поколению ямчан становилось тесно в родном гнезде. Хотелось получить образование, тянуло в города, в большой мир. Первое поколение прихожан училось в одно-двухклассной школе в деревне, причем средства на школу, по свидетельству церковного архива дер. Яама, "ниоткуда нисколько не отпускались". Естественно, их дети малограмотными быть не желали, получали образование в Йыхви, в Нарве, где находили работу и оседали.

После Великой Отечественной войны, разрушения каменного храма снарядом и смерти о. Аркадия деревня постепенно начала пустеть. Советская власть закрыла находящийся в двух километрах от Яама скит Пюхтицкого монастыря "Гефсимания", который также окормлял о. Аркадий. Не имея возможности восстановить каменный храм, жители перенесли совершение богослужений в деревянную часовню на кладбище, достроив ее до размера маленького храма. Богослужения совершались редко, постоянного священника не было. Приезжали из Йыхви, Нарвы. Ямчане с благодарностью вспоминают, что в пятидесятых годах, совершая свое священническое служение в Богоявленском храме г. Йыхви, по совместительству окормлял ямский приход священник Алексий Ридигер - бывший предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II. Последующие годы характеризовались неуклонным сокращением жителей деревни и превращением ее в дачный поселок. Сейчас постоянные жители в основном почтенного возраста, их 15-20 человек.

Новая страница прихода была открыта в 1991 году, когда в основном усилиями Пюхтицкого монастыря - игуменьи Варвары с сестрами - был восстановлен каменный храм и заново освящен Митрополитом Корнилием. 

Источник: http://www.kuremae.com/hram-v-jama.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.