«…Село Елпатьево, при реке Нерли, впадающей в Волгу, находится в 52 верстах от уездного города и в 180 от губернского.
Историческая cведения о селе Елпатьеве восходят к половине XVI века. В 7068 (1560) году Елпатьево было заложено князем Димитрием Оболенским властям Троице-Сергиева монастыря. В начале XVII столетия Димитрием самозванцем это село было отдано Владимирскому воеводе Михаилу Вельяминову. Этот воевода писал Сапеге, что «государь царь пожаловал его селом Елпатьевым, а доходов государевых никаких, податей и кормов имати не велел; и от тебя, господине, присланы паны твоего полку в моё поместье и то поместье паны разорили и выграбили и крестьян высекли, а достальных крестьян переграбили...
И тебе бы, господине, пожаловати, послать в приставы человека своего пана да и лист ему дать, чтобы никаким Литовским людем в моё поместье не въезжати и податей и кормов с него не правити...»1 Кому принадлежало Елпатьево в XVII веке после Вельяминова, сведений о том не имеется.
В начале XVII столетия церковь существовала не в самом селе Елпатьеве, а в версте от него на погосте на берегу реки Нерли. В писцовых книгах 1628-29 годов об этой церкви имеются следующие сведения: «на погосте на реке Нерли церковь Вознесение Христово да придел великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, а в церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы и книги и свечи поставныя и всякое церковное строение мирское, а у церкви дворов нет, стоит на пустоши, а поп тое церкви живёт в селе Елпатьеве да к тому ж погосту: пустошь Карчма на речке Карчме, пашни паханые наездом худые земли две четверти да лесом поросло 5 четвертей в поле, сена 20 копен; пустошь Боровушка пашни худые земли полъосьмины да лесом поросло 5 четвертей, пустошь Вертягина — пашни перелогом и лесом поросло худые земли 7 четвертей в поле, сена 5 копен, да у погосту ж и у пустошей лесу бору сосноваго 50 десятин». С этой церкви взималось в патриаршую казну дани два алтына, две деньги, десятильничих алтын, заезда четыре деньги, по наказу гривна.
На погосте церковь существовала до 1711 года; в этом году вотчинник села Елпатьева стольник Семён Васильев Готовцев перенёс церковь в самое село; новопостроенная деревянная церковь имела также два престола в честь Вознесения Господня и святой мученицы Параскевы Пятницы; на месте же прежней церкви и в настоящее время существует небольшая каменная часовня.
В 1814 году новый вотчинник села Елпатьева камергер Павел Петрович Нарышкин на свои средства начал строить каменный храм; постройка продолжалась 15 лет: новый храм был освящён в 1829 году. Между тем деревянная церковь не была уничтожена; в ней богослужение совершалось в зимнее время до 1849 года, когда она сгорела и более уже не восстановлялась; на месте её в настоящее время существует также небольшая каменная часовня.
Престолов в каменном храме три: в честь Вознесения Господня, святых апостолов Петра и Павла и святой великомученицы Параскевы, наречённой Пятницы.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. В церкви имеется напрестольный серебряный вызолоченный крест с частицами святых мощей пророка Даниила, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Евангелистов Матвея, Марка и Луки, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Феодора Стратилата, Георгия Победоносца и Димитрия Селунского, митрополитов Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, царя Константина, Александра Невского, Сергия, Николая и Спиридона Чудотворцев, Иоанна Милостивого, Пимена Великого, Фёдора Тирона, Богоматери Анны, Первомученицы Фёклы, великомучениц Варвары и Марины, Анастасии Римлянины и Феодосии девицы. Кем и когда приложен этот крест, неизвестно. Из церковной ризницы заслуживает внимания облачение, сделанное из покрова над гробом храмоздателя, из золотой парчи. Богослужебные книги в церкви печатаны или во второй половине XVII, или в первой XVIII века.
На книге Пентикостарион подпись: «сiя книга Переславскаго уезду Залесскаго Замыцкаго стану села Елпатьева церкви Вознесенiя Господня — помещика стольника Семена Васильева Готовцева». На прологе также подписано: «сiя книга куплена по обещанiю маiоромъ Иваномъ Семеновымъ Готовцевымъ въ церковь села Елпатьева...» В церковном архиве сохранилась выпись из писцовых книг 136-137 годов, выданная священнику Вознесенского погоста Дементию Семёнову в 190 (1682) году.
Церкви принадлежит капитал 4 000 р. и каменный двухэтажный дом, в котором помещается народное училище.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1780 года, исповедные росписи с 1829 года.
Причта по штату положено священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: а) от служб и требоисправлений 1 082 р.; б) от хлебного сбора 80 р.; в) от земли 97 р. 50 к.; г) процентов с причтового капитала (1 550 р.) — 62 р., всего 1 322 р. в 1893 году. Дом для священника церковный, у диакона и псаломщика собственные.
Земли при церкви: усадебной около 2 десятин, пахотной и сенокосной около 35 десятин, под дровяным лесом и кустарником 62 десятины 360 кв. сажен, а всей земли 99 десятин 360 кв. сажен; план и межевая книга на землю, кроме усадебной, имеются. Земля пахотная и сенокосная отдаётся причтом в аренду.
Приход состоит из села Елпатьева и деревень: Лихорева (3 версты от церкви), Мишутина (5 вёрст), Ситниц (3 версты), Евсигнеева (1 верста) и Слепцова (1 верста), в которых по клировым ведомостям числится 1 032 души мужского пола и 1 199 женского;
все православные. В Елпатьеве имеется земская народная школа; учащихся в 1893 году было 59…»
Из книги: Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 118-120.