ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сольба. Николо-Сольбинский женский монастырь.


Сольба. Николо-Сольбинский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1451 и 1500.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Ярославская область, Переславский район, пос. Нагорье, Сольба, монастырь

Координаты: 56.997941, 38.415981
Проезд:Со стороны Ярославля по новой дороге: Ярославское шоссе, поворот на Говырино не доезжая реки Нерль и Переславля-Залесского, Лыценцы, Рахманово, Дмитриевское, Сольба. Старая дорога: Ярославское шоссе, поворот на Ботик Петра Первого, Купанское, Нагорье, Сольба. Со стороны Москвы: Ярославское шоссе, Сергиев Посад, Федорцово, Нагорье, Сольба.



План Николо-Сольбинский женского  монастыря, Сольба
Церковь Свт.Спиридона Тримифунтского Церковь апп.Петра и Павла(домовая) Церковь преп.Сергия Радонежского и преп.Антония и преп. Феодосия Печерских Церковь св.вмц.Варвары Церковь блаж. Ксении Петербургской Церковь Свт.Николая Чудотворца Церковь Успения Пресвятой Богородицы Часовня преп.Максима Грека и преп.Паисия Величковского Часовня Свт.Игнатия Кавказского и Свт.Феофана Затворника Церковь Троицы Живоначальной (фундамент) Часовня над источником Купальня Беседка Главная Соборы.ру Храмы и часовни монастыря:

1. Церковь Свт.Спиридона Тримифунтского
2. Церковь Апп.Петра и Павла (домовая) в странноприимном доме
3. Церковь преп.Сергия Радонежского и преп.Антония и преп.Феодосия Печерских
4. Церковь св.вмц.Варвары в сестренском корпусе
5. Церковь блаж. Ксении Петербургской в административном корпусе
6. Церковь Свт.Николая Чудотворца
7. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
8. Часовня преп.Максима Грека и преп.Паисия Величковского
9. Часовня Свт.Игнатия Кавказского и Свт.Феофана Затворника
10. Колокольня (в проекте)
11. Церковь Троицы Живоначальной
12. Часовня Антония и Феодосия Печерских над источником
18. Часовня иконы Божией Матери "Спорительница хлебов"
19. Часовня Александра Невского
20. Церковь Валентины мученицы

Другие постройки монастыря:

13. Купальня
14. Башни ограды
15. Корпуса в линии ограды
16. Пруд
17. Бассейн с фонтаном



Сортировка:

Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
8 января 2021
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
KotelnikovR.
9 мая 2020
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
9 марта 2018
Николо-Сольбинский женский монастырь, Процесс строительства церкви Троицы Живоначальной<br>, Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Процесс строительства церкви Троицы Живоначальной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 февраля 2016
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июня 2011
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Дмитрий Наумов
17 декабря 2008
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
24 февраля 2003
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
9 марта 2018
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Дмитрий Наумов
17 декабря 2008
Николо-Сольбинский женский монастырь, Купальня и часовня<br>, Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Купальня и часовня
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
15 июля 2022
Николо-Сольбинский женский монастырь, интерьер трапезной для паломников<br>, Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
интерьер трапезной для паломников
Юрий Моченов
18 июля 2015
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
19 сентября 2014
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 октября 2011
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 октября 2011
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Наталия Исаева
27 августа 2011
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июня 2011
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Дмитрий Наумов
17 декабря 2008
Николо-Сольбинский женский монастырь, , Сольба, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Дмитрий Наумов
17 декабря 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей СергеевичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 января 2011

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века, и предполагается, что основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первоначально монастырь был мужским и построен на Быльцином поле, что в 6 км от нынешнего местонахождения монастыря. Древнейший храм обители, «что в Быльцине» – деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Вокруг нее и собрались первые иноки.

Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель находилась в запустении, но в 1711 году она возродилась, только на новом месте уже близ реки Сольбы. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, который официально именовался теперь Солбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион.

В 1731 году началось строительство каменного соборного храма в честь Успения Божией Матери. К 1804 г. церковь святителя Николая довольно быстро обветшала, и было принято решение устроить в Успенском соборе придел Николая Чудотворца, а вскоре и придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили иконы святителя Николая и преподобного Сергия.

Из описей известно, что монастырю до революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям, дававшая чистую воду, рыбу и моловшая своей силой зерно на двух водяных мельницах. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огород и косили сено.

Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так во все время с начала 16 века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.

В ноябре 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны. Таким образом, перед нами не просто древняя пустынь со своей историей, перед нами - монастырь-мученик, и восстановление его в былом величии - дело не только внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных.

Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным. После многолетнего перерыва, в 1999 году сюда прибыли три насельницы с настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий и возвещающий людям, долгое время Бога не ведающим, что есть Господь, молитва, подвиг и Божии заповеди. Многие самые разные люди откликнулись на просьбы о помощи в возрождении монастыря, многие захотели внести свою лепту, побывав впервые в обители. Всего в обители построено и строится девять храмов, каждый из которых имеет свою оригинальную архитектуру.

По материалам сайта монастыря


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 июля 2021

Никольский пустынный мужской монастырь на реке Сольба с двухпрестольной церковью, освящённой в честь святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары, был основан не позднее начала ХVI века. В 1544 году за монастырём уже числились обширные земельные владения. В Смутное время в начале ХVII века монастырь был полностью разорён польскими отрядами. Согласно монастырскому Синодику, обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери. В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность, на условиях отсутствия пособия от казны и обязанности братии "довольствоваться своими трудами".

К моменту секуляризации церковных земель, последовавших в царствование императрицы Екатерины II, монастырь вновь имел большие земельные угодья и развитое хозяйство. В начале ХIХ века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящён придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году Сольбинская обитель была обнесена каменной стеной с шестью башнями длиной 570 метров. Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так, во всё время с начала ХVI века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестёр. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена.

После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и "ликвидирован", а некоторые из сестёр, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз "коммуна", но церковь, как не удивительно, осталась действующей до 1937 года. "Коммуна" развалилась в 1922 году. В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в "контрреволюционной деятельности", расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы. Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

На территории монастыря была устроена лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернён и обезображен, внутреннее убранство его полностью утрачено. В 1960-х годах были разобраны монастырские стены. От злого обращения душевнобольные часто убегали из лечебницы и представляли опасность для местного населения. К концу Советской власти некогда святое место люди стали обходить за версту. После закрытия больницы все здания находились в аварийном состоянии, территория завалена больничным и строительным хламом, в развалинах ютились бомжи и наркоманы. Поначалу монастырь числился приписным к мужскому Борисоглебскому монастырю Ярославской епархии. Присутствие насельников было непостоянным, восстановить разруху не удавалось.

Вскоре монастырь получил статус женского и в 1999 году обрёл четырёх постоянных насельниц. Настоятельницей была назначена монахиня Еротиида (Гажу), имевшая степень инвалидности и ранне подвизавшаяся в Толгском монастыре Ярославской епархии. Жизнь Николо-Сольбинской обители, особенно зимой, практически в глухом лесу, без телефонной связи, транспорта, при дефиците дров и продовольствия требовала от насельниц немалого личного мужества, каждодневного труда, напряжения всех духовных и физических сил. Тогда, с начала возрождения обители настоятельницей была поставлена цель - совершать полный ежедневный богослужебный круг чтений. И совершилось чудо. Настоятельница получила исцеление, Божьим Промыслом, молитвами и трудами сестёр у монастыря стали появляться помощники и благотворители. Первым был восстановлен дореволюционный соборный храм обители - Успения Пресвятой Богородицы, с приделами, освящёнными в память Усекновения Пресвятой Богородицы и Покрова Божьей Матери. А потом началось строительство сестринского корпуса с храмом, освящённым в честь святой Ксении Петербургской. Главный храм обители - Успенский. Здесь совершаются каждодневные богослужения.

Внутри церкви установлены для поклонения два ковчега мощей с нетленными частицами пятидесяти святых: великомученика Георгия Победоносца, блаженной Матроны Московской, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, святителей Тихона, патриарха Московского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Луки Крымского и многих других угодников. В алтаре Предтеченского придела хранится крест-мощевик с частицами мощей святителей и преподобных Новгородской земли. Божьей помощью вернулись в обитель две иконы, бывшие здесь до революции на монастырских воротах: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Сейчас они находятся на переднем фасаде Успенского храма по обе стороны крыльца. В Успенском храме хранится и главная святыня Николо-Сольбинского монастыря. Это пожертвованная старинная икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Крестный ход с иконой вокруг монастыря совершается каждое воскресение. Очень красив надвратный одноглавый храм святителя Николая Чудотворца, построенный в строгом древнерусском стиле.

К церкви с двух сторон примыкают монастырские стены, где в частности, будет располагаться вторая монастырская гостинница. Первая гостинница (странноприимный дом) была построена рядом с обителью и всегда с радостью принимает всех желающих. Гостинница бесплатная и построена со всеми удобствами: горячей водой, душем, чайной. Здание гостинницы очень красиво. На третьем этаже освящён храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Стены и пол в церкви выложены гранитом, иконостас мрамором. Все иконы написаны в классическом "византийском" стиле. В храме не используется электрическое освящение: во время службы зажигаются многочисленные цветные лампады. На маленьком балкончике расположена звонница. Еженедельно с пятницы на субботу в этом храме служится ночная литургия, предваряемая по древней монашеской традиции чином пения двенадцати псалмов. Здесь же совершаются таинства крещения и венчания, (что по уставу нельзя делать в монастыре). Самое большое монастырское здание - трёхэтажный сестринский корпус с покоями настоятельницы, трапезными и канцелярией. В трапезной на третьем этаже освящена церковь в честь святой Ксении Петербургской. В честь особых святых покровителей монашествующих, построена двухъярусная церковь, нижний "пещерный" храм который, освящён в честь святых Антония и Феодосия Киево-Печёрских, первых монахов Святой Руси. На нём, как на фундаменте, стоит верхний храм, освящённый в честь преподобного Сергия Радонежского. Церковь построена в стиле северного зодчества. Стены и низкий иконостас нижнего храма оформлены редким камнем - травертином.

В день памяти великомученика целителя Пантелеймона в храме забил источник. Источник был выведен из церковного здания с внешней стороны под горку и освящён в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских и Сергия Радонежского. Северный вход в монастырь украшен пятиглавым храмом в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Спиридон - величайший святой древней Церкви, живший в одно время с Николаем Чудотворцем, считается покровителем домостроительства. В своём архитектурном решении постройка этой церкви продолжает традиции российского зодчества ХVII столетия. Её внешний вид представляет собой классический вид архитектуры для русской православной церкви. Храм отделан узором из резного камня на красно-кирпичном фасаде, главкам этой церкви архитектор придал форму куполов собора Покрова, что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Насельницами монастыря много делается для устройства больницы и богадельни для нуждающихся местных жителей, паломников и сестёр. Для этого строится больничный корпус, который будет соединён со строящимся храмом в честь великомученицы Варвары.

В память всех посрадавших в годы богоборческой власти строится храм-часовня новомучеников и исповедников Российских. В храме-часовне будут возносится сугубые молитвы за усопших. Всё сделанное и строящееся в Святой Сольбинской обители поражает и радует глаз паломников. В монастыре построено или строится девять храмов и пять часовен. Каждый храм, либо часовня, имеет свою оригинальную архитектуру и неповторимый силуэт, что делает в целом монастырь не похожим ни на одну другую обитель средней полосы России. Глубоко продумана цельная духовная концепция, каким святым посвятить престолы в каких храмах (больничном, надвратном и т. п.). Все главные святыни монастыря связаны с двумя великими святыми Православной Церкви - Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Древний святой - святитель Николай был и, вероятно, остаётся самым почитаемым святым на Руси - "святым народным, совершенным представителем того множества людей, которые слушают Слово Божие и спешат исполнить его и примером своим научить других" (святитель Николай Сербский), а преподобный Сергий - выразитель русского идеала святости, собиратель и молитвенник земли Русской. И первый монастырь здесь, в непроходимых переславских лесах, возможно, был устроен его учениками.

Из книги-брошюры: Николо-Сольбинский женский монастырь


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 мая 2024

Николаевская Солбинская пустынь находится в северо-западном углу Переславского уезда близ границы с Ярославскою и Тверскою губерниями. Пустынь расположена на берегу речки Сольбы среди лесов, которые по местам и до настоящего времени сохраняют характер дремучих.

Время основания этой пустыни с точностию не известно, но восходит к глубокой древности — к началу XVI или даже к концу XV столетия. В писцовых книгах 7052 (1544 г.) мы находим следующие сведения о ней:

Николаевский пустынный монастырь на реке Сольбе, что словет в Былцыне, церковь Николая Чудотворца да придел мученицы Варвары; в монастыре строитель, шесть монахов, 4 работника; монастырской пашни худыя земли 50 четвертей в поле, лесу большого 20 десятин, сена по реке Сольбе да речке Гусевке 90 копен, да к той же пустыни пустошь Былцыно на суходол, пустошь Исаково на Чёрной речке, пустошь Гридино или Гришино да пустошь Бабанино, а в них пашни паханыя, перелогу и лесом поросло сошного окладу четверть сохи без полувыти, сена 50 копен; да к той же пустоши отхожия пустоши — пустошь Пашинский вал, пашни поросло лесом по 6 четвертей в поле, краснаго бору десятина, сена 10 копен, да пустоши Орешково большое и малое, в них пашни по 10 четвертей в поле, лесу 6 десятин, сена 10 копен, да пустошь Маркино или Марково, пашни паханыя по 20 четвертей в поле, отхожей пожни 40 копен...

Вот первые документальные сведения о Солбинской пустыни. Из этой отметки в писцовых книгах мы видим, что пустынь существовала уже в первой половине XVI века, хотя и при незначительном числе монашествующих, но существование её и братии было прочно обеспечено довольно значительными земельными владениями.

Обеспеченная в удовлетворении своих существенных потребностей Солбинская пустынь спокойно существовала до начала XVII столетия, до смутного времени. В это же тяжкое для нашего отечества время затерянная среди лесов пустынная обитель не избегла горькой участи, постигшей тогда многие русские иноческие обители: она была разорена польско-литовскими шайками. Разорение это, нужно думать, было полное: от зданий монастырских не осталось камня на камне, а монашествующие и монастырские слуги и работники были или перебиты или разбежались. Оставалась теперь только одна «пустовая» церковная земля, монастырь же почти в течение целого столетия не возобновлялся. Земля эта по законам того времени отдавалась на оброк разным лицам. В 1710 году она была отдана на оброк по прошению архимандрита Варлаама Переславскому Борисоглебскому, что на песках, монастырю. В следующем году на этой пустовой земле, по ходатайству архимандрита Переславского Троицкого Данилова монастыря Варлаама с разрешения Государя Императора Петра I, восстановлен был прежний мужской монастырь и устроена деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца. В 1731 г. тем же архимандритом Варлаамом была построена на новом месте каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с тёплыми приделами: в честь святого Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. В возобновлённом монастыре постепенно собиралась и монашествующая братия: около 1740 г. здесь были 1 иеромонах и 27 простых монахов. Но монастырь этот не был самостоятельным: с 1710 г. он был приписан к Переславскому Борисоглебскому монастырю.

Это подчинение для возобновлённой обители было во многих отношениях неудобно. Борисоглебский монастырь находился в 40 верстах от Солбинской пустыни и его настоятели по дальности расстояния не могли надлежащим образом наблюдать за братией приписной пустыни и за её хозяйством. Поэтому иноки Солбинской пустыни в 1742 году обратились в Святейший Синод с просьбою освободить Солбинскую пустынь от подчинения Борисоглебскому монастырю, разрешить ей управляться самостоятельно, мотивируя свою просьбу тем, что «они и без Борисоглебского монастыря особо получаемыми доходами содержать себя без нужды могут». Святейший Синод нашёл возможным удовлетворить просьбу братии Солбинской пустыни и постановил:

Тому Николаевскому пустынному монастырю быть особо определяется и довольствоваться им своими трудами, а из казны ничего не требовать, и быть в том монастыре строительству и ко определению его братии выбрав состояния добраго и к тому способнаго представить Святейшему Синоду немедленно...

Таким образом, Солбинская пустынь к половине XVIII века вновь стала самостоятельным монастырём. Содержание монастыря обеспечивалось не только случайными приношениями богомольцев, но главным образом земельными владениями — пашнями, лугами и лесами. Так как эти земельные владения были пустоши, а не населённые вотчины, то Солбинский монастырь не был лишён их и в 1764 г. при отобрании монастырских вотчин; поэтому материальное обеспечение его не изменилось и после этого времени. Напротив, после отобрания у монастырей вотчин, Солбинская пустынь осталась одной из наиболее обеспеченных обителей Владимирской епархии. Её земельные владения, по преимуществу лесные, при умелом пользовании ими, с течением времени приобретали всё большую и большую ценность. При таких условиях пустынь имела полную возможность быть благоустроенной и с внешней и с внутренней стороны. Но, к сожалению, настоятели и братия монастыря не сумели поддержать этого благоустройства.

Нравственное состояние братии этой уединённой, как бы затерянной среди лесов обители, не всегда было на надлежащей высоте. Хозяйство монастырское, для ведения коего у монастыря были все средства, шло небрежно. Благоустройство монастыря падало. Принимавшиеся против всего этого епархиальным начальством различные меры не достигали своей цели. Посему в 1903 году принята была наконец самая радикальная мера: указом Святейшего Синода от 18 декабря 1903 г. Солбинская пустынь из мужской была переименована в женскую.

Эта радикальная мера в скором времени дала самые благоприятные результаты. Не прошло ещё и пяти лет со времени обращения Солбинской пустыни в женскую, но благоустройство её теперь бросается в глаза при самом поверхностном наблюдении. Нам недавно пришлось убедиться в этом при посещении пустыни.

По обращении пустыни в женскую, в неё отправились 7 сестёр из Переславского Никольского монастыря с монахиней Макарией (ныне игуменией Солбинской пустыни) во главе. Тяжёлое и грустное впечатление произвела пустынь на новых её хозяек: всё в ней оказалось крайне запущенным — храм, братские кельи, хозяйственные постройки и прочее. Но упорная энергия и преданность делу скоро исправили следы этого запущения, обитель обновилась, благоустроилась, изменилась до неузнаваемости.

Храм в пустыни отремонтирован снаружи и внутри; своею внутреннею отделкой и поразительною чистотою он производит самое приятное впечатление. В этом храме помещается и главная святыня обители — местно чтимая чудотворная икона Святителя Николая. Святитель Николай считается небесным покровителем обители, оберегающим её от всяких невзгод. Икона его глубоко чтится окрестным населением: весьма значительное число богомольцев ради неё стекается в обитель, она износится и в окрестные селения.

Одновременно с храмом были обновлены и другие монастырские здания: почти все прежние здания перестроены и многие устроены вновь, например, дома для причта, гостиница и многие другие.

В настоящее время в Солбинской пустыни 78 сестёр, по преимуществу из крестьянского сословия. При поступлении каждая вносит в монастырскую казну 20 руб. и получает от монастыря квартиру, стол и необходимую одежду. Всё монастырское хозяйство ведётся почти исключительно руками самих сестёр.

При монастыре обширный огород, который даёт овощи для монастырской трапезы. По реке Сольбе и по лесным полянам — хорошие и обильные покосы, которые убираются сёстрами. Под пашню обрабатывается пока 28 десятин, но приняты уже меры к тому, чтобы расширить запашку. Пашут крестьяне-арендаторы монастырских пустошей, все же остальные полевые работы исполняются самими сёстрами; исполняются дружно, быстро и тщательно. Нам пришлось там быть в конце первой половины сентября. В это время на крестьянских полях стоял ещё неубранным овёс и едва начинали зеленеть озимые поля. В Солбинской же пустыни овёс был уже не только убран, но и обмолочен, а озимые поля покрыты были густой изумрудной зеленью.

Окружающие монастырь леса дают для монастырской трапезы обильный запас ягод и грибов. Собственные же монастырские лесные владения при рациональном пользовании ими являются неиссякаемым источником, навсегда обеспечивающим средства существования обители.

При монастыре имеется довольно обширный скотный двор, дающий достаточный запас молочных продуктов для трапезы сестёр. Всё работы на этом дворе исполняются также самими сёстрами.

Таким образом Солбинская пустынь по преобразовании в женскую обратилась в правильно организованную трудовую общину, руководимую искусной рукой её настоятельницы. Сёстрам обители приходится вести, особенно летом, нелёгкую трудовую жизнь. Но за этим трудом в обители не забывают и не оставляют в небрежении и другой стороны монастырской жизни — молитвы, службы Божией...

В труде и молитве день за днём течёт жизнь в этой уединённой иноческой обители. Присматриваясь к этой жизни, присматриваясь к тому, что сделала эта женская иноческая община для своей обители, как-то невольно приходишь к мысли, что не лишнее было бы обратить в женские многие и другие мужские монастыри. От этой перемены много выиграли бы и иноческая жизнь и внешнее благоустройство этих монастырей.

Добронравов В. Г. «Николаевская Солбинская женская пустынь» // Владимирские епархиальные ведомости (часть неофициальная). — 1908. Николаевская Солбинская женская пустынь (botik.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 мая 2024

Обитель сия название своё получила от реки Солбы, на правом берегу коей она находится в 40 верстах от Переславля-Залесского на северо-запад, — в средине между Переславлем, Ростовом и Угличем. В ней ныне церковь соборная во имя Успения Богородицы каменная, и другая во имя Святого Николая Чудотворца деревянная. Кем основана эта пустынь, неизвестно.

Из рукописного Синодика сей пустыни видно, что она была разорена и разграблена, при Самозванцах, поляками; вероятно, отрядом Сапеги в то время, когда он, разбитый под Калязиным, возвращался оттуда к Переславлю и Александровской слобод. После того, около столетия, сия пустынь находилась уничтоженною. Явясь в 1711 году местоблюстителем Патриаршего Престола, знаменитый Митрополит Стефан Яворский позволил возобновить сию пустынь, находящуюся уже в совершенном запустении, Архимандриту Владимирской Епархии Переславского Данилова монастыря Варлааму, который первоначально построил здесь деревянную церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Сей возобновитель Солбинской убогой пустыни Архимандрит Варлаам переведён был в Троицкую Сергиеву лавру в 1726 году. Он же построил в Солбинской пустыне ещё и другую церковь каменную во имя Успения Божия Матери, с помощию доброхотных дателей.

При учреждении в 1764 году Духовных Штатов сия пустынь неизвестно почему оставлена на собственном её пропитании. Ныне Солбинская пустынь получает пропитание от большого количества земли, приписанной к оной, и от скотоводства, которое в настоящее время находится в хорошем состоянии по удобному местоположению для пастбищ; ибо обитель сия со всех сторон окружена лесами и расположена на плоской равнине. Не очень в давнее время она была возобновлена деревянною оградою с небольшими башнями. Прежде Солбинская пустынь управлялась игумнами, но ныне в ней настоятельство строительское.

Борисов В. Солбинская пустынь (Владимирской епархии) / В. Борисов // Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1844. Солбинская пустынь (Владимирской епархии) (botik.ru)



Комментарии и обсуждение


В Николо-Сольбинском женском монастыре строится храм в честь Пресвятой Троицы, который замыкает архитектурный ансамбль монастыря. Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/news/v-nikolo-solbinskom-zhenskom-monastyre-vedetsya-stroitelstvo-svyato-troitskogo-hrama 

3 июня 2015, Т..