Сведения, сохранившиеся в печатной исторической литературе о Сретенской церкви гор. Переславля, довольно скудны и неопределённы. В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» (вып. 2) о Сретенской церкви читаем следующее:
Когда на месте нынешней церкви в честь Сретения Господня в первый раз построена была церковь, сведений о том не сохранилось. Ни в писцовых книгах, ни в переписных книгах XVII в., описывающих монастырские слободки, расположенные вблизи Сретенской церкви, она не упоминается; не показано её и в патриарших окладных книгах, записи в которых доходят до 1746 года. На этом основании можно думать, что здесь или был какой-либо монастырь, или вовсе не было церкви; но и монастырь должен был значиться в писцовых книгах XVII в., как значатся в них монастыри Данилов, Горицкий и Фёдоровский, следовательно, до половины XVIII в. здесь никакой церкви не существовало.
В половине же XVIII в. здесь, по неизвестному случаю, была выстроена церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Можно думать, что с упразднением монастырских вотчин, когда расположенные здесь монастырские слободки утратили связь с своими монастырями, явилась потребность в приходской церкви для этой местности, удалённой от городских церквей.
В 1778 году преосвященный Феофилакт, епископ Переславский, по просьбе священников Александро-Невской церкви Петра и Василья Ивановых с приходскими людьми, разрешил вблизи деревянной церкви строить каменную церковь в честь Сретения Господня с приделами в честь Сергия Радонежского и святого Александра Невского. Церковь была выстроена с. 466 и освящена в 1785 г., как это можно видеть из надписи на антиминсе и на церковной стене. Но почему-то в новопостроенной церкви сделан был один придел в честь святого Александра Невского.
Таким образом, в прошлом Сретенской церкви в половине XVIII века произошло какое-то событие, которое сообщило последующей её истории некоторые особенности, сказавшиеся, между прочим, в перемене при перестройках наименования престола, что в общем наблюдается чрезвычайно редко. Архив Переславской духовной консистории даёт нам возможность уяснить это событие и проливает некоторый свет на прошлое Сретенской церкви.
В конце 1753 года на Переславскую кафедру назначен был епископом Амвросий Зертис-Каменский, впоследствии архиепископ Московский, убитый во время чумы в 1771 году. Со вступлением епископа Амвросия на Переславскую кафедру в кафедральном Горицком монастыре начались строительные работы, затеянные в довольно грандиозных размерах. Перестроен был соборный храм, начата постройкою, так называемая Гефсимания, имевшая соединить соборную церковь с трапезною и оставшаяся, к сожалению, за переводом епископа Амвросия на другую кафедру, незаконченною. На монастырском дворе снесён был целый ряд обветшав[1]ших зданий и выстроены на место их новые. Во время этих строительных работ и перестроек Сретенская церковь, находившаяся в то время вблизи монастырской ограды, и была перенесена на новое место, на котором она находится ныне.
Именно, у самой кафедральной ограды Горицкого монастыря до 1753 года находились две деревянные церкви — одна в честь Сергия Чудотворца и другая тёплая в честь Сретения Господня. Это был так называемый Сергиевский приход. В июне месяце 1753 года дано было разрешение епископом Серапионом, предшественником по кафедре епископа Амвросия, на по[1]стройку вместо этих двух обветшавших деревянных храмов одного каменного в честь Сретения Господня с приделом имени Сергия Радонежского Чудотворца, в счёт «некиих христолюбцев». Каменный храм и был начат стройкою тут же вблизи деревянных. Но в это самое время вступил на кафедру епископ Амвросий, и в Горицком монастыре начались строительные работы, занявшие довольно значительно площадь монастырской территории. Начатый стройкою каменный храм и два деревянных оказались не у места, и о них, согласно предложению епископа Амвросия, Переславская катедральная контора в августе месяце 1754 года имела особое суждение в одном из своих заседаний. Протокол этого заседания сохранился в делах Переславского архива и имеет важное значение для истории Сретенской Переславской церкви. Приводим его в извлечениях.
Переславская катедральная контора, разсуждая как о начатой строением при катедральном Горицком монастыре близ самой ограды каменной, так и о состоящих при оной же ограде деревянных приходских двоих церквах, которым сверх того, что оныя настоящей катедральной соборной церкви проспект и красу отнимают, для следующих причин на тех местах находиться весьма не должно: потому что как самим тем церквам по имеющемуся под ними косогорнаго и высокого места положению быть на тех местах непрочно, так и состоящей близ оных церквей катедральной ограде от находящагося при оных церквах кладбища твёрдости иметь невозможно, ибо и ныне оная ограда, будучи от того кладбища совершенно повреждена, видимо к падению склонилась, которую надлежит за тем необходимо разобрать и в другое место перенесть, а на том месте другия нужно потребныя катедральныя здания построить... А понеже катедральной конторе известно, что кроме объявленнаго Сергиевскаго приходу как при Даниловом, так и при Феодоровском девичьем монастыре имеется служительских и крестьянских дворов немалое число, из котораго находящимся при Феодоровском монастыре обывателям, за неимением особливой приходской церкви, кроме слушания Божественной литургии и прочих молитвословий, и мирские требы к немалому неприличеству исправляемы бывают в состоящих внутрь онаго девича монастыря церквах, а имеющиеся при Даниловом монастыре обыватели, хотя приходом и состоят к находящейся внутри города Рождественской церкви, однако за неблизким разстоянием по большей части на всяких церковных служениях бывают во оном Даниловом монастыре, а не у показанной приходской церкви; а по состоявшемуся в 1722 году июля 16 дня за подписанием Святейшаго Правительствующаго Синода и Правительствующаго Сената указу велено священникам надзирать неоплошно, чтобы приходские их люди в воскресные и праздничные и высокоторжественные дни к вечерням, заутреням, а паче к Божественным литургиям приходили неленостно в святыя церкви, а о не приходящих где надлежит доносить, из чего видимо, что всем приходским людем к достодолжному молитвословию надлежит приходить в приходские свои церкви; — по которым обстоятельствам как Горицким, так Даниловским и Феодоровским подмонастырным обывателям, яко в близком разстоянии между собою находящимся, надлежит иметь общую приходскую церковь, для которой по усмотрению катедральной конторы весьма благоспособное находится место на горе состоящей при Горицком и Даниловской слободах с. 468 от большой Московской дороги на правой стороне. Того ради определено от оной катедральной конторы предложить Его Преосвященству Святейшаго Правительствующаго Синода члену Великому Господину Амвросию Епископу Переславскому и Дмитровскому и ставропигиальнаго Воскресенскаго Новый Иерусалим монастыря архимандриту мнение таково, что выше объявленную начатую строением при самой катедральной ограде каменную церковь строить воспретить, и как оное каменное здание, так и деревянныя церкви близ онаго начатаго здания при катедральном Горицком монастыре состоящия для вышеписанных резонов велеть снесть, а вместо оных церквей как Сергиевским прихожанам, так Даниловским (сколько их, кроме жительствующих внутри города, к вышепомяненной градской Рождественской церкви в приходе имеется) и Феодоровским обывателям общим коштом на показанном благоспособном месте построить самым изрядным мастерством деревянную церковь, или ежели возможно каменную церковь с приделом; из которых настоящей быть во имя святаго благовернаго князя Александра Невскаго, по тому резону, что он (как из истории явствует) из князей Переславских, а придельной во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца, и ко оной церкви священноцерковнопричетников сверх состоящаго ныне при помянутом Сергиевском приходе числа (коему быть при оной Александроневской церкви) определить сколько потребно будет по числу приходских дворов и под усадьбу им земли отвесть в пристойном месте, сколько подлежит, а довольствие всему оному причту иметь от показаннаго приходу.
Епископ Амвросий на докладе конторы написал резолюцию: «1754 года августа 25 дня. Учинить по сему без всякаго откладывания».
Таким образом, как можно судить на основании приведённого документа, Сретенского прихода в половине XVIII века не существовало в Переславле, а была лишь тёплая Сретенская церковь, принадлежавшая Сергиевскому приходу, который действительно и упоминается в окладных патриарших книгах ещё в 136 (то есть в 1628) году. В 1753 году вблизи этих двух деревянных церквей начата была стройкою третья каменная, но за вышеприведённым определением епархиальной власти все церкви были снесены. Новой церкви, как предписывала консистория, не построили, а перенесли лишь на то место, которое указывала консистория, старую деревянную Сретенскую церковь. Прихожане предполагали и освятить её в то же наименование. Но епископ Амвросий настоял на своём прежнем определении, и церковь освящена была 7 июня 1755 года во имя святого благоверного великого Князя Александра Невского.
Прошло 20 с лишком лет. Александроневская церковь, выстроенная из обветшавшей Сретенской, потребовала новой перестройки. Священники Александроневской церкви Стефан Иванов и Василий Иванов обращаются к епископу Переславскому Феофилакту с всепокорнейшим прошением следующего содержания:
До бытности в Переславской епархии Преосвященнаго Амвросия епископа при самом доме архиерейском застроена была прихожанами каменная церковь во имя Преподобнаго Сергия Радонежскаго с приделом Сретения Господня и складена была до половины окон и решётки железныя вставлены были. А при бытности помянутаго Преосвященнаго Амвросия по приказу Его Преосвященства оная застроенная церковь, дабы катедральному зданию красоты не отнимала разобрана и кирпич взят в дом архиерейский, а бут остался в земле, а ныне означенной Александроневской церкви прихожане желание имеют вместо оной церкви деревянной, которая приходит в ветхость, построить каменную с приделом. Того ради Вашего Преосвященства милостиваго нашего Архипастыря всепокорнейше просим означенную церковь построить благословить, а под строение той церкви прежний бут выбрать и употребить дозволить, також пожаловать и половиннику кирпича имеющагося за домом Вашего Преосвященства и извести с песком из стараго строения на заливку что потребно будет.
Прошение помечено январем месяцем 1778 года.
Консистория, заслушав прошение, послала запрос в домовое архиерейское правление, действительно ли кирпич из разобранной Сергиевской недостроенной церкви взят в архиерейский дом и можно ли выдать из архиерейского домоуправления кирпича и извести. Домовое архиерейское правление ответило: «Сколько от показанной Сергиевской разобранной церкви при бытности покойнаго Преосвященнаго Амвросия употреблено кирпича, о том за давним временем записи не отыскалось. На заливку буту извести, смешанной с песком, и щебню довольное, а половиннику из разобранных разных строений потребное число имеется». Но впоследствии, когда на основании этого доклада Преосвященный Феофилакт распорядился: «Половиннику стараго кирпича, ежели в доме нет никакой надобности, выдать для строения каменной церкви», — эконом архиерейского домового правления иеромонах Геннадий написал: «По осмотру домовым правлением онаго половиннику, хотя в наличии и имеется, но за неимением целаго кирпича для исправления домовых ветхостей да и впредь чаемых быть надобностей не без[1]нужен и половинник, того ради домовое правление к постройке означенной церкви выдать не может». — Так кирпич и не был выдан.
Первоначально прихожане Александроневской церкви предполагали строить каменную Сретенскую церковь с двумя приделами — первым преподобного Сергия Радонежского, вторым святого благоверного великого князя Александра Невского. Так говорится и в храмозданной грамоте, выданной 20 марта 1778 года. Но почему-то устроен был всего лишь один придел, который и освящён был в честь Александра Невского, на том, конечно, основании, что ветхая деревянная церковь, на место которой выстроена новая каменная Сретенская церковь, была в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.
26 октября 1785 года новый Сретенский храм был освящён Преосвященным Феофилактом.
Проходили годы, и память о некогда бывшей Сергиевской церкви, переименованной в Сретенскую, постепенно исчезала. О том, что прошлое нынешней Сретенской церкви тесно связано с прошлым исчезнувшей Сергиевской Переславской церкви, говорят только две надписи на свя[1]щенных предметах, хранящихся доселе в Сретенской церкви. Именно, на напрестольном кресте читаем: «л?та 7200 (1692) сей крестъ построенъ въ церковь Сергiя Чудотворца на вкладные деньги при священник? Григорi? Иванов?». На одном из напрестольных евангелий, напеча[1]танном в 1701 г., сохранилась подпись по листам: «построили сiе Евангелiе напрестольное с Евангелистами, од?тое бархатомъ цв?тнымъ, Московскiе жильцы Покровскаго собору, что на рву, церкви Николая Чудотворца Великор?цкаго дьяконъ Иванъ Ивановъ Нововъ, да Ка[1]дашевскiя слободы Григорова Галактiонъ сынъ Ширковъ въ Переславль-Зал?сскiй Горицкаго монастыря Подгорной слободы подл? города Отца нашего Сергiя Радонежскаго».
Малицкий, Н. В. «Сретенская церковь в гор. Переславле» /Владимирские епархиальные ведомости (часть неофициальная). — 1912. http://pki.botik.ru/articles/c-sretenskaa1912mal.pdf